Мартин Скорсезе "разгромил" киноиндустрию

Один из столпов современного Голливуда, режиссер Мартин Скорсезе, откровенно высказался о состоянии киноиндустрии. Он написал развернутое эссе для журнала Harper’s Magazine об итальянском режиссере Федерико Феллини. Описывая творчество своего давнего коллеги по цеху, Скорсезе понял, что магии кино как раньше уже не будет.

Как передает корреспондент The Moscow Post его слова, это волшебство утрачивается из-за большого наплыва контента, выпускаемого и киностудиями, и теперь уже стриминговыми сервисы.

Режиссер признался, что без стриминга от Netflix сейчас не было бы фильма "Ирландец", без сервиса от Apple зритель не увидел бы "Убийцу цветочной луны". Вышеупомянутые компании помогли реализовать его идеи. И все же, нужен ли такой большой объем медиаконтента современному человеку? По словам Скорсезе, "искусство кино систематически обесценивается, отодвигается на второй план, принижается и сводится к наименьшему общему знаменателю из-за того, что фильмы становятся "контентом".

Режиссер вспомнил, что 15 лет назад этот популярный термин использовался в рамках серьезных разговоров о кино, когда люди сравнивали фильмы "с формой". И уже после, слово "контент" набрало популярность у медиакомпаний, "большинство из которых ничего не знают об истории этого вида искусства или даже не думают, что им следует ее знать".

"Контент" стал бизнес-термином для всех движущихся изображений — фильмов Дэвида Лина (фильмы "Мост через реку Квай", "Доктор Живаго" – прим.ред.), видео с кошкой, рекламы Суперкубка, супергеройских сиквелов, эпизодов сериала", - сетует Скорсезе в своем эссе, сравнивая новый опыт просмотра фильмов дома с интернет-магазинами.

Режиссер отметил, что приравнивание всего к контенту создает ситуацию, при которой зритель видит все наравне друг с другом, "что кажется демократичным, но не является таковым". Здесь скорее всего Скорсезе имеет ввиду разницу между проходными фильмами и кино, которое можно приравнять к "высокому искусству". На стриминговых платформах есть проекты, заслуживающие большого признания, но поставлены они на платформе рядом с молодежным сериалом "на раз".

По мнению режиссера, искусство страдает из-за алгоритмов, предлагающих зрителю фильмы на основе ранних предпочтений. Спасти ситуацию, как отметил Скорсезе, может кураторство. Когда люди рекомендуют кино на основе своих предпочтений и того, что может понравится зрителю. Именно кураторство представляет собой отсутствие демократии на медиаплатформе.

"Это проявление щедрости: вы делитесь тем, что любите и что вас вдохновляет. Алгоритмы по определению основаны на вычислениях, которые рассматривают зрителя лишь как потребителя и ничего больше", - пишет постановщик.

Лучшие стрим-сервисы основаны на системе кураторства. Это Criterion Channel и MUBI или Turner Classic Movies (традиционный канал).

Скорсезе призвал начать делать шаги к восстановлению киноиндустрии, хоть и понимает, что она "превратилась в бизнес визуальных развлечений".

"Кино и его значение в нашей культуре изменились", - признается режиссер, с ностальгией вспоминая, как "правили" в мире кино такие деятели как Годар, Кубрик, Бергман и Феллини. Это те художники, которые могли изменить форму до неузнаваемости.

По мнению режиссера, кинобизнесу не интересна забота о кино. Но надежда остается за теми, кто любит этот вид искусства, кто готов с любовью делиться знаниями, просвещая как можно больше людей. Скорсезе подчеркнул, что фильмы – это не просто собственность киноиндустрий.

"Это величайшее сокровище нашей культуры, и с ним нужно обращаться соответственно", - сказал он.

Скорсезе отмечает, что люди должны сами для себя понять, что для них означает кино. Можно начать с Федерико Феллини.

"О фильмах Феллини можно много чего сказать, но одно неоспоримо: это кино. Работы Феллини имеют большое значение для определения формы искусства", - заключил режиссер.