Новый российский документальный сериал рассказывает о том, как загадочные "русские хакеры" в 90-е стали узнаваемым мировым брендом и что стало с его первопроходцами.
На стриминге "Кинопоиска" очередная премьера – мини-сериал "Русские хакеры: начало". Это документальная история из трех серий, в которой Андрей Лошак – журналист и автор ряда кинопроектов о культурных феноменах России – рассказывает о самых знаковых событиях, после которых "русские хакеры" стали популярным мемом вроде "британских ученых", передает корреспондент The Moscow Post.
Сериал охватывает лихие 90-е и самое начало нулевых, в качестве спикеров – непосредственные участники событий: сами хакеры и следователи, преимущественно из Америки, которые пытались их поймать.
Три небольшие серии делятся на несколько сюжетов, которые смотрятся эдакими вариациями "Волка с Уолл-Стрит" Скорсезе: это увлекательные истории отчаянных авантюристов, которые, впрочем, заканчиваются по-разному. Так, например, здесь фигурирует хакер Script, он же Дмитрий Голубов, который вскоре после завершения "карьеры" стал хорошо узнаваемым, хоть и одиозным депутатом Украины, создал "Интернет-партию" (которая на выборах 2014 года выдвинула в кандидаты Дарта Вейдера) и финансировал шоу "Лига смеха".
Или, например Роман Вега – профессиональный радист, ветеран Афганистана, который торговал спецоборудованием с офисом в Майами и, будучи одним из самых известных кибермошенников в мире, отсидел за рубежом около 17 лет.
Что же в "Русских хакерах" представляется наиболее любопытным?
В первую очередь, мотивация, которая толкала героев к авантюрам. Первые отечественные хакеры подчеркивают, что изначально это занятие вообще было лишено любых коммерческих целей: взлом систем безопасности был развлечением, игрой на спор, а не способом "поднять бабла".
Некоторые, находя прорехи в защите банков, не стеснялись афишировать это, оставляя рядом свое резюме в попытке устроиться на высокооплачиваемую работу. Словом, брать за это деньги какое-то время считалось зазорным, поэтому первое международное киберограбление, к которому были причастны хакеры из России, было, скорее, случайностью: мастера взлома за бесценок продали коды доступа к системе безопасности к крупному американскому банку случайному человеку, который оказался чуть более предприимчивым, чем ожидалось. Тем не менее именно тогда – в далеком 1994 году – мир с небывалым удивлением обнаружил, что грабить банки, можно не вставая из-за компьютерного стола.
Один из важных элементов сериала – интервью с экс-сотрудниками ФБР, которые в 1990-2000 годы вели дела русских хакеров. Фото: kinopoisk.ru
Истории становления кардеров – кибермошенников, которые занимаются операциями с кредитными картами – вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, невозможно полностью выразить восторженное удивление от того, что первые аферы ребята проворачивали еще в старших классах обычных советских школ.
Что ж, пионер – всем ребятам пример. Кто-то взламывал данные провайдера и бесплатно подключался к интернету, почасовая цена которого в 90-е была ощутимо большой, кто-то банально хотел исследовать сайты для взрослых, кто-то купить нормальную одежду. Так или иначе для этих манипуляций требовалась не только смелость, граничащая с безрассудством, но и настоящий компьютерный талант. И в этом смысле жаль, что в то смутное десятилетие, когда вся Россия была занята выживанием, для этих ребят не нашлось места для взращивания и более продуктивного применения способностей.
– Советские математические школы, серьезное образование и возможность без присмотра спецслужб исследовать интернет – вот почему русские хакеры стали феноменом, – уточняют повзрослевшие кибераферисты, добавляя, что неразбериха в 90-е была отличным ландшафтом для становления в этой сфере.
Хакер Роман Вега был связан с наиболее популярными интернет-форумами кардеров. Был арестован в 2003 году и провел 17 лет в американских тюрьмах. Фото: kinopoisk.ru
К слову, кардеры, которые специализировались на хищении денег с иностранных счетов, даже имели негласный кодекс чести. Собственно, они и преступлением это не считали, поскольку украденные с карты средства, как правило, банки должны были возмещать владельцам этих карт. Например, было принято не трогать карточки жителей стран СНГ. Впрочем, здесь был не только этический момент – "Не трогать своих", но и чисто финансовый момент: во-первых, страны СНГ в этом смысле были очевидным "безрыбьем", а во-вторых, многочисленные заявления органов из западных стран в России 90-х чаще всего использовали примерно как туалетную бумагу.
В этом контексте примечательно и то, что к популярности этого феномена внутри России причастен популярный журнал "Хакер", который посвятил кардерам отдельный выпуск в 90-е годы. Помимо конкретных историй практикующих кардеров, выпуск содержал вполне понятные методы и принципы извлечения чужих средств, что фактически было инструкцией к применению для молодежи, грезившей о легком заработке в полуживой стране.
Впрочем, судьба русских хакеров далеко не всегда совпадала с романтичными представлениями об этой "профессии". Как правило, все герои сериала – фигуранты уголовных дел, заведенных чаще всего в США. Большинство из них было арестовано и получило реальный тюремный срок – кто-то больше, кто-то меньше. К примеру, один из героев сериала на момент создания сериала отбывает 12-летний тюремный срок в Пенсильвании. Один из героев, прошедший через длительное тюремное заключение в Америке, не без улыбки уточнил, что "русские хакеры" – настоящий заграничный бренд, который в 90-е именовался "русская мафия" и уходит корнями в боязливую неприязнь американцев ко всему коммунистическому послевоенному СССР.
Фото: kinopoisk.ru
Примечательно, что кибермошенники отдельно отметили разницу в работе органов в России и в США:
– В России обычно расследуют такие преступления уже после их совершения, если вообще расследуют. В США используют тактику, которую успели опробовать еще на мафии в 70-х: они внедряют агента под прикрытием и с его помощью стараются устранить "верхушку". При этом в Америке, когда говорят о сотрудничестве со следствием, ты реально можешь сократить срок и значительно уменьшить объем наказания. В России чаще всего наказание при таком развитии событий будет еще хуже обещанного.
Интересен диапазон, в рамках которого сложились судьбы героев сериала. Некоторые – после уголовных дел и сделки с американскими спецслужбами официально живут в США во вполне благодатных условиях. Кто-то, решив не сдавать коллег, отсидел значительный срок и вернулся на родину, которая, кажется, все так же равнодушна к ним и к их возможностям.
Пожалуй, сериал не дает ответа только на один вопрос. Для всех героев сериала подобного рода мошенничество стало пройденным этапом, к которому они возвращаться не собираются. Исправила ли их пенитенциарная система или это невозможно по причине безвозвратной смене эпох? Вопрос остается открытым – пока что. Недаром в названии есть слово "начало".