Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Личная трагедия Кончаловского в "Дорогих товарищах"

Режиссер Андрей Кончаловский хоть и не обладает даром предвидения, но фильм "Дорогие товарищи" снят в правильное время. Сюжет оказался неожиданно актуальным с точки зрения современных реалий. Сложно не сравнивать демонстрации рабочих на заводе с протестными акциями в нашем мире.

Автор:

Режиссер Андрей Кончаловский хоть и не обладает даром предвидения, но фильм "Дорогие товарищи" снят в правильное время. Сюжет оказался неожиданно актуальным с точки зрения современных реалий. Сложно не сравнивать демонстрации рабочих на заводе с протестными акциями в нашем мире.

Однако этот фильм также и личные переживания режиссера: главная героиня ищет пропавшую дочь во время протестов. Известно, что дочь Юлии Высоцкой и Андрея Кончаловского Мария с 2013 года лежит в коме после аварии, передает корреспондент The Moscow Post.

О чем фильм

Новочеркасск, 1962 год. Это время выдалось непростым для экономики. Денежная реформа, направленная на сокрытие девальвации, проблемы в сельском хозяйстве, дефицит зерна, повышение цен и всем известные продовольственные карточки.

Главная героиня Людмила работает в местном горкоме и крутит роман со своим начальником Логиновым. Утром она по обыкновению бежит в магазин, где видит тревожную картину: люди сметают с прилавков все, что могут. Грядет повышение цен.

На этом недовольство рабочих не заканчивается. Люди начали выходить на улицы и требовать снижения цен на продукты и повышения зарплат. К забастовке присоединились рабочие предприятий, а правительственная комиссия решила ввести армию в город. Недовольство перетекает постепенно в страшное событие – "Новочеркасский расстрел".

У жителей города не было организатора, они сами решали, что делать дальше. Кто-то хотел захватить местное управление, кто-то отправить делегацию на разрешение споров, а кто-то отсидеть всю забастовку.

Людмила, чьими глазами зритель видит историю, верит, что строит коммунистическое общество и живет правильно. Поэтому она так сетует на протестующих. Вот только когда на площади пропадает ее дочь, идеальная картинка рушится как хрупкий паззл. И все, что остается у нее – материнский инстинкт и безумное желание во что бы то ни стало найти свою дочь. Она обращается к КГБшнику за помощью. Герои постепенно спускаются на дно государственной машины, воочию столкнувшись с бесчеловечностью и лицемерием.

История в "Дорогих товарищах" это и античная трагедия, и демонстрация антиутопии, и людей, которые бесспорно верили в идеалистичность государственного механизма. Что и породило противоречие.

Но что же отличает историю Кончаловского от других? В фильме сами протесты показаны натуралистично – на улице, не в горкоме, не возле окна какого-нибудь дома, где группа людей тихо недовольно переговаривается о "плохой власти".

Возможно, "Дорогие товарищи" не подойдут тем, кто верит в советский миф. Ведь с его точки зрения Кончаловский уж точно настроен против Советского Союза.

Вся история показана через главную героиню, типичную представительницу своего времени, с которой происходят стремительные метаморфозы. Ее негодование: "Чего народу не хватает?" переходит в искреннее удивление происходящим вокруг. И та уверенность в том, чтобы по строгости судить всех смутьянов, куда-то исчезла. И восхищение успехами советской промышленности звучит не так громко.

Такое получилось черно-белое кино, невероятным образом отразившее цветную реальность.

Как снимали

"Советскость" картине Кончаловский придал черно-белым форматом и съемки с обычным для фильмов того времени соотношением сторон 1:33.

Личная трагедия Кончаловского в

"Этот формат особенный, потому что он, в отличие от современного кино, позволяет видеть небо. Новые кинематографические системы лишь концентрируются на экшене и толпе. Сегодня кинорежиссеру все труднее возбудить зрительскую фантазию", - рассказывал кинодел.

Его желание передать советские времена отразились и на подборе актеров. Можно заметить, что кроме Юлии Высоцкой, главной героини, в картине нет ни одного известного актера. Это нужно было для того, чтобы зритель не проводил ассоциативный ряд с другими фильмами во время просмотра. Вся актерская линейка была собрана из региональных театров, многие из Ростовской области и Адыгеи, и, что немаловажно, в кадрах есть рабочие Новочеркасского электродвигательного завода, чьи предшественники пострадали от власти в 1962 году.

Личная трагедия Кончаловского в

Сам фильм "Дорогие товарищи" не претендует на хронику того времени. Можно сказать, что Кончаловский авторским взглядом сделал художественное видение новочеркасских событий, поставив во главу "стола" семейную драму. Этот фильм о матери и ее ребенке. О женщине, что вопреки установкам шла на протесты.

Безумие того времени в том, что на тот момент выйти на улицу против власти казалось немыслимым.

Кончаловский не показал "злую" власть и "добрых" рабочих. Как такого деления на черное и белое в фильме нет. Даже у так называемых карателей есть человечность. Поэтому ответственным за события становятся не люди, а некий абстрактный уклад. Незримый советский строй, под крылом которого неизбежно находятся все герои. И в противовес социальной несправедливости стоит одна мантра главной героини "Сталина на вас нет".

"Дорогие товарищи" несомненно полон символизма и непрямых отсылок, вроде той сцены, когда дети купаются беззаботно в реке на фоне страшных событий.

Многие раскритиковали картину Кончаловского, назвав ее "антисоветской". Однако почему-то зрители забыли, что вторая часть "Дорогих товарищей" раскрывает историю Людмилы, которая хочет найти свою дочь. Что заставляет сострадать матери и ругать неразумную Светку за ее подростковый максимализм. И это сочетание глобализации через призму маленького человека делает фильм понятным и совершенно прекрасным.