Как сообщает корреспондент The Moscow Post, "Номинация" как бы пытается рассказать всю правду про эту сложносочиненную сферу культуры, в которой вечно крутятся космические бюджеты и одновременно "нет денег совсем". Правда, высказывание получается не такое уж и убедительное. И почему же?..
В центре сюжета – уставшая от собственной резкости Вера Истомина, неудачливая актриса и дочь знаменитого советского режиссера Алексея Истомина, ныне почившего (в исполнении самой же Надежды Михалковой). Вера не привыкла сдерживаться и рубит правду-матку в лицо как жадным до сенсаций журналистам, так и коллегам, которые из-за этого не желают видеть ее в своих проектах.
Как это обычно бывает, ворчание Веры обостряется во время встреч с самыми близкими людьми, с которыми хорошо сосуществовать только на расстоянии.
Ее сестра Таня (Анна Михалкова) – крайне востребованная актриса, которая, впрочем, снимается в проходном "мыле". Их мать (Людмила Максакова) – когда-то известная актриса, а ныне просто директор фонда имени своего мужа, привыкшая к роскошной и сытой жизни. Правда, фонд – в многолетнем кризисе: деньги на съемки очередного патриотического фильма давно выделены, но процесс так и не запущен. Здесь уж не до пересудов – могут за растрату в тюрьму отправить. В России это, как известно, умеют и практикуют с большим удовольствием.
Сюжет закручивается, когда Вера спьяну сообщает публике о пустопорожнем намерении снять фильм и продемонстрировать таким образом позабытое современными режиссерами мастерство. Используя хайповый инфоповод, мать решает поставить Веру режиссером на запылившемся проекте своего фонда.
Дочка отбрасывает предложенный сценарий и решает взяться за реализацию "Исхода" - последнего сценария отца, который он написал незадолго до смерти. Эта работа сближает членов семьи, хотя это только кажется на первый взгляд…
"Номинация" напичкана производственным ворчанием по поводу кинопроцесса в России. Собственно, сам сериал даже начинается с парафраза знаменитой реплики из комедии Кирилла Серебренникова "Изображая жертву": "Будущего у киноиндустрии нет, потому что индустрии нет". К сожалению, звучит далеко не так хлестко, как оригинал братьев Пресняковых, хотя потенциал для ухабистых выражений в "Номинации" есть – герои и героини изредка демонстрируют мат. Именно демонстрируют – так сказать, для красного словца, для напоминания о своем вызове – хотя и непонятно, кому именно.
Аналогично работают и остальные шпильки: это холостые выпады на давно обмусоленные простые истины – пустая бравада, в которой нет ничего нового и уж тем более чересчур резкой "запрещенки".
"Что сценаристы пишут, то и снимаем", "Наши режиссеры любят одно, а снимают другое", "Всё решают связи", "Современное кино не про талант, а про скорость", "Черные списки продюсеров" - все эти сентенции обладают лозунговой начинкой, но ужасающе вторичны и абстрактны, если не сказать больше. На этом фоне теряются наиболее меткие производственные проблемы, определение которых выходит за пределы отраслевого - в область всероссийскую ("Ничего, что у нас обещают, потом не сбывается"). В результате, к сожалению, история про толчение воды в ступе и звучит соответственно, хотя должна если не греть, то хотя бы искрить.
Звездные сестры Михалковы – Анна и Надежда
В этом контексте главным невыстрелившим ружьем остается самое заманчивое, что обещает "Номинация", - инсайды от представителей клана Михалковых, одного из самых влиятельных и непотопляемых в новейшей российской истории.
Если первая серия фильма насыщает расставляемые фигуры интригующими данными, сближающими сюжет с всемирно популярными "Наследниками", то дальнейшее развитие истории стандартизирует ее, ставя художественную ценность в один ряд с простенькими телесериальными мелодрамами, против которых этот сюжет как будто бы и хочет сражаться.
А ведь, казалось бы, какой потенциал: очевидно, тиражирование антизападных настроений (вплоть до теорий заговора – вспомнить хотя бы обвинение Билла Гейтса в чипизации населения) и, многолетние руководящие должности Михалкова-старшего... Неудивительно, что именно продюсерские работы Никиты Сергеевича – "Т-34", "Экипаж", "Движение вверх" становились в России главными кассовыми сенсациями и вызывали у публики и критики огромное количество вопросов из-за однобокого идеологического содержания. От всей этой сокровищницы инсайдов в фильме присутствует всего лишь целомудренный культ личности Истомина-старшего, чей авторитет безусловен и неперебиваем.
В унисон обещанному, но несостоявшемуся разносу повисает недописанной и драматургия, поначалу, кстати, достаточно любопытная. Сюжетные линии каждой из трех ключевых героинь – матери и двух ее дочерей – остаются незавершенными. Хотя бы потому, что, собственно, самого фильма, которому Истомины пророчат некий фестивальный успех или глубоко удовлетворяющий эффект, зритель так и не увидит, как результата всех этих творческих потуг.
За всех сразу приходится отвечать сыну Тани Истоминой, которого сыграл (о, как остроумно!) сын Анны Михалковой. Его второстепенный герой, будучи немым, решает поступить во ВГИК, чтобы стать режиссером, как дедушка. И главное тут - не тщательно выдуманное поведение приемной комиссии, которая неестественным образом не хочет узнавать в абитуриенте отпрыска великого режиссера. Соль в том, что автор, который физически не способен ничего сказать, пытается взять новый для себя рубеж – трудный и, возможно, попросту недоступный.
Акцент в этой ситуации не в проблеме инклюзивности нашего образования, это больше напоминает метафорическое показывание пальцем в сторону невысказанной боли российских кинематографистов. Очевидно, что эта боль – размером с планету.
Но нюанс в том, что даже этот "разоблачающий" сериал не удосуживается хотя бы подлететь к ней чуть ближе остальных.