Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Где ты, облако-рай: умер режиссер Николай Досталь

Легенды уходят, не глядя на календарь: всего за несколько дней из жизни ушли знаковые фигуры советского кино Инна Чурикова и Вахтанг Кикабидзе, а в среду, 18 января, на 77-м году жизни скончался народный артист России и режиссер Николай Досталь.

Автор:
Фото: РЕН ТВ

Легенды уходят, не глядя на календарь: всего за несколько дней из жизни ушли знаковые фигуры советского кино Инна Чурикова и Вахтанг Кикабидзе, а в среду, 18 января, на 77-м году жизни скончался народный артист России и режиссер Николай Досталь.

Николай Досталь родился в 1946 году в семье кинорежиссера Николая Досталя-старшего и персиянки-виолончелистки Джахантаб Сарафи. Примечательно, что Досталь-старший снял известную комедию "Мы с вами где-то встречались" с Аркадием Райкиным и Людмилой Целиковской, сообщает корреспондент The Moscow Post.

К сожалению, режиссерская карьера его рано оборвалась – в 1959 году отец будущего режиссера погиб на съемках драмы "Все начинается с дороги".

В начале 60-х устроился ассистентом на киностудии "Мосфильм", в 1982 году дебютировал в качестве режиссера, сняв короткометражный фильм "Ожидается похолодание и снег", а спустя три года представил полнометражный проект "Человек с аккордеоном".

Пожалуй, самой значимой его работой остается трагикомедия "Облако-рай" 1991 года. История показывает российскую глубинку, в которой застыло время, а люди маются от невозможности себя реализовать. Болото общей сонливости начинает бурлить, когда местный бездельник Коля по прозвищу Перекати-поле заявляет во время праздной болтовни о погоде, что решил уехать на Дальний Восток – "навсегда, друг пригласил". Неожиданное известие разгоняет местную тоску, все вдруг наряжаются и начинают изо всех сил провожать своего героя. Коля и рад сказать, что это была дурная шутка, да слово не воробей – кампания по его проводам приняла слишком большой масштаб.

Кинокритик Наталья Сиривля называет фильм "маленьким, скромным чудом". "Как подснежник, выросший на помойке среди крашеного картона и ржавых железок, он был благодарно замечен критикой (о зрителе тогда речи не было), получил все положенные призы и тихо отцвел, не дав ни семян, ни побегов", - подчеркнула она.

Как уточняет издание "Закулисье", фильм получил "Серебряного леопарда" - одну из самых престижных наград международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария), которая для разваливающегося Союза была примерно как гром среди ясного неба. Согласно воспоминаниям самого режиссера, тогда, в 1991 году, Досталь вернулся с фестиваля в Москву в ночь на 19 августа. На утро – звонок. Режиссер подумал, что новость про высокую награду уже разошлась, будут поздравлять. Но звонил его друг, который попросил включить телевизор – "у нас переворот, ГКЧП".

Кинокритик Михаил Трофименков в некрологе для "Коммерсанта" подчеркивает редкое среди отечественных режиссеров свойство Николая Досталя: по его словам, тот "с искренней, пусть порой и неуклюжей, нежностью, без столичного высокомерия относился к своим Колькам и Петькам". В этом плане критик называет балансирование между жизнью реальной и жизнью вымышленной — главной в лучших фильмах режиссера. Так, например, в "Пете по дороге в Царствие Небесное", снятом по повести Михаила Кураева, городской дурачок воображал себя инспектором ГАИ. И весь город, включая грозное начальство региона, подыгрывал его игре – безобидной до поры до времени.

Где ты, облако-рай: умер режиссер Николай Досталь

Сериал "Штрафбат" ярко заявил о себе еще до того, как военно-патриотическое кино вошло в моду. Фото: irecommend.ru

Одним из знаковых произведений нулевых стал сериал Досталя "Штрафбат" о трагических судьбах штрафников, жизнями которых добивались победы в самый тяжёлый период Великой Отечественной войны. И хотя сериал заслужил немало справедливой критики по поводу исторической достоверности – в том числе от Владимира Мединского, работа ярко заявила о себе еще до того, как военно-патриотическое кино вошло в моду. Интересно, как эту ситуацию описывал сам Николай Досталь в интервью изданию "Бизнес Онлайн":

Я обычно не реагирую на такие вещи — кому-то нравится, кому-то нет. Но когда [Владимир Мединский] уже несколько раз так сказал, я написал открытое письмо в правительство, и его даже напечатала "Российская газета". Я тогда написал, что, прочитав сценарий, увидел многое, скажем так, неканоническое, не по уставу. На что мне сценарист Эдуард Володарский – царство ему небесное – сказал: "Коля, гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

Примечательно, что мнений о "Штрафбате" было немало. Сам режиссер в интервью "Российской газете" говорил о реакции на эту историю в таком ключе:

- Один "штрафник" - теперь он уже умер - дал очень точную оценку нашим проколам и ошибкам. Он сказал: вы исказили мелочи, но не соврали в главном. А главное - то, что и "штрафники" тоже внесли свой кирпичик в общее здание нашей победы. Это замечание для нас дорогого стоит.

В последние годы режиссер уделял исторической тематике основную роль. Так, в частности, появился телефильм "Завещание Ленина", вдохновленный творчеством Варлама Шаламова, телесериал "Раскол" о конфликте в русской церкви в XVII веке. Последней работой режиссера стал фильм "Монах и бес", собравший ряд отечественных кинонаград.

- Камни прошлого - это ступени в будущее. И пока мы по этим камешкам не пройдемся, пока не поймем, где спотыкаемся, а где падаем, так и будем из десятилетия в десятилетие, из века в век наступать на одни и те же грабли, - цитирует одно из интервью Николая Досталя "Аргументы и факты".

Геннадий Хазанов, сыгравший главную роль в фильме Николая Досталя "Маленький гигант большого секса", о режиссере говорит с большим уважением, подчеркивая, что Досталь бы единственным, кто "серьезно посмотрел на него как на артиста".

"Мы много спорили, в чем-то не соглашались… Он был человеком колючим, но прежде всего феноменально честным, чистым, немеркантильным. И, конечно, продуктом самого лучшего, что было в советской культуре", - подчеркнул Хазанов.

Актер Сергей Баталов, который дружил с Николаем Досталем вспоминает режиссера очень тепло – и подчеркивает его скрупулезность, с которой тот подходил к созданию фильмов:

- Он был очень требовательным, если надо, то и жестким. Добивался от актеров того, что хотел. Не было такого: "Ну, ладно. Делайте, как хотите". На съемках он на компромиссы не шел. Ира Розанова ему как-то сказала: "Ваша фамилия вам очень подходит. Вы всех достанете, но сделаете свое дело".