Одна из главных премьер отечественного стриминга в ноябре – сериал "Черная весна", который для стриминга Start написали и поставили Сергей Тамараев и Любовь Львова.
Ровно 10 лет назад этот дуэт отметился музыкальной драмой "Зимний путь" с Алексеем Франдетти, ныне главным режиссером "Ленкома", – тогда фильм стал тихим хитом и взял ряд весомых наград на российских и международных фестивалях, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Первая серия "Черной весны" лаконично, хоть и ожидаемо разворачивает перед зрителем паноптикум обычного провинциального городка.
Главные герои – старшеклассники, которые ведут себя соответствующе: курят за гаражами, пьют пиво, злоупотребляют запрещенными веществами, безуспешно сдерживают гормоны и на разные лады бездельничают, только-только пробуя жизнь на вкус.
В их числе выделяется Егор, он же Мел (Глеб Калюжный): у него по-маяковски бритая голова, легкая меланхолия во взгляде и интерес к таинственным поэтическим посланиям на городских стенах типа "Погибнет рыжая лиса, настанет черная весна". Он влюблен в однокашницу Анжелу (Анастасия Красовская), которая, кажется, тоже ему симпатизирует.
Тон сериалу задает поэтическая меланхолия Глеба Калюжного, известного по сериалам "Трудные подростки" и "Вампиры средней полосы". Фото: kinopoisk.ru
Сюжет начинает закручиваться, когда в город приезжает режиссер (Артем Ткаченко) для съемок рекламы о местном кондитерском хите. Отец Анжелы (Николай Фоменко), привыкший диктовать свою волю не только коллегам, но и родным, уговаривает дочь сходить на кастинг.
Роль она получает, при этом режиссер, умело припудрив девушке мозги, проводит с ней ночь, чтобы на следующий день исчезнуть в неизвестном направлении.
Мел, случайно став свидетелем этой ситуации, не может оставить это просто так. Вдохновленные историями про вспыльчивый XIX век, Мел и его друзья достают настоящие дуэльные пистолеты двухвековой давности, в стиле Данилы Багрова отливают новые пули и прижимают режиссера: либо его сдают полиции за секс с несовершеннолетней, либо – дуэль. Режиссер соглашается на последнее.
Видео: YouTube
Первое, что бросается в глаза – точнее, в уши – это органичные диалоги. Так, речь героев соответствует их возрасту и статусу, хотя обычно этот рельеф в отечественных сериалах никак не соблюдается и герои говорят буквально, как 40-летние сценаристы. В этом же контексте стоит подчеркнуть, что в здешнюю речь без особых заусенцев ложится и мат. При этом он подан не для красного словца, не для какой-то авторской бравады, а просто потому, что жители России на нем разговаривают и матерные словечки в повседневной жизни используются на уровне обычных паразитов типа "ну" или "короче". И в этом смысле к повествованию быстро проникаешься доверием.
Во-вторых, стоит отметить сюжетную динамику. В "Черной весне" несколько линий, каждая из которых, по большому счету, стереотипна.
Вот местный предприниматель, который лоббирует своего кандидата на выборах. Вот подросток с разбитым сердцем, ищущий способ вернуть любовь и как-то самоутвердиться. Вот маньяк, которого будут искать в городе, где все примерно всех знают в лицо.
При том, что сами формулировки по отдельности вызывают скуку, Тамараев и Львова, пускают эти линии развиваться параллельно, периодически заставляя их пересекаться – одни и те же герои участвуют в разных сюжетах, при этом действия на одном уровне провоцируют сдвиги на других.
В итоге когда все герои введены в действие, достаточно небольших шагов от каждого, чтобы сюжет в общем ощущался как огромный клубок, который несется очень быстро и прямо на зрителя. Отдельно стоит подчеркнуть, что каждого из своих персонажей авторы наделяют пусть небольшой, но отчетливой историей, которая дополняет общий рельеф сериала, не допуская белых пятен и общих мест.
Вдохновившись литературными историями о XIX веке, противостоять враждебной реальности герои решают с помощью дуэльного клуба. Фото: Kinopoisk.ru
Отметим и подход к теме юношеского максимализма, которая проходит в сериале красной нитью. Авторам удается найти очень хрупкий баланс.
С фактурной точки зрения, "Черная весна" – история про деградирующие регионы, которые все более-менее похожи друг на друга: карьерный потолок очевиден еще в школе, очень средние зарплаты заставляют забыть любые мечты, затягивая в депрессию и зависимости, а жить "по-человечески" можно только проворачивая в тени коррупционные схемы.
Очевидно, в этой ситуации единственное, что должны сделать подростки – показать этим перспективам кукиш побольше.
В этом плане "Черная весна" созвучна реалистичным отечественным драмам вроде "Комбината "Надежда" Натальи Мещаниновой, в которой периферийный город намертво вгрызался в молодежь.
С другой стороны, авторы упаковывают эти социальные обстоятельства, которые окрестили "чернухой" и предпочитают не вспоминать, в жанровую и увлекательную упаковку, предлагая зрителю узнавать дно собственной жизни через подростковые максималистские игры "Пушкин VS Дантес". В атмосферном отношении истоки "Черной весны" стоит искать где-то рядом с популярным сериалом "Эйфория".
В этом непростом синтезе авторам значительно помогает отличный актерский состав. Очень удачно выглядит ансамбль "подростков", которые показывают образы естественное и без наигранности. Главным образом это тандем школьников Мел (Калюжный) – Хэнк (Валентин Анциферов) – Киса (Артем Кошман) – Гена (Никита Кологривый).
Характерных героев "с червоточинкой" практически из ничего выдают Николай Фоменко, Сергей Гилев, Анатолий Белый, Александр Яценко. Очевидно, что стычка между двумя поколениями приведет к той самой дуэли – чеховское ружье, показанное в первой серии, обязательно выпалит, и разрешения этого вечного противостояния ждать пока что действительно интересно.