Как и почему американский режиссер Ридли Скотт послал к черту российского кинокритика Антона Долина?
Почему именитый американский режиссер так резко отреагировал на вопрос российского кинокритика?
3 декабря на YouTube-канале Антона Долина, российского журналиста, критика и радиоведущего, вышел 50-ти минутный видеоблог, посвященный разбору творений американского режиссера Ридли Скотта, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Особое внимание Долин уделил самым новым картинам режиссера "Последняя дуэль" и "Дом Gucci", вышедших в мировой кинопрокат с разницей в 2 недели: премьера "Последней дуэли" состоялась 18 ноября, а премьера "Дома Gucci" - 2 декабря.
Однако зрителям больше запомнилось не 40-минутное рассуждение Долина о картинах Ридли Скотта, а последующее интервью с режиссером. Во время него Долин сказал, что фильм Скотта получился намного реалистичнее его прошлых работ – "Робин Гуд" и "Царство небесное".
Режиссер не согласился с критиком и в достаточно лаконичной манере послал Долина как говорят у нас в "длительное эротическое путешествие".
Реакция соцсетей разделилась на два лагеря. Кто-то поддерживает реакцию режиссера и говорит, что тот всё сделал правильно. "Это звучит так: "Ваши прошлые фильмы мягко говоря не очень, а вот этот норм". Я бы постеснялся задавать вопрос в таком тоне" - пишет один из комментаторов. Другие же ссылаются на преклонный возраст Ридли Скотта (режиссеру недавно исполнилось 84 года) и говорят о том, что высказывание было грубым и непродуманным поступком со стороны творца.
"Если пожилой режиссер не может справиться с эмоциями, зачем он вообще дает интервью и общается с критиками?" - подметил другой пользователь.
Во время беседы с РЕН ТВ свои комментарии касательного этой ситуации дал еще один известный блогер и кинокритик Евгений Баженов, набравший нешуточную популярность на платформе YouTube под псевдонимом Badcomedian. Баженов счел реакцию британского режиссера Ридли Скотта странной.
"Я не понимаю, что вызвало такую реакцию. Вопрос воспринялся, как какая-то агрессия, или что? Я в этом плане не понимаю, почему это произошло, чем вызвана такая агрессия Ридли Скотта. С другой стороны, Ридли Скотту уже сколько лет, и он известен своим характером. Возможно, ему что-то послышалось. Тут вообще непонятно. Я контекста не понимаю. Фильм не смотрел, но люди пишут, что он относительно реалистичный. Что так могло задеть Ридли Скотта этим вопросом - непонятно".
4 декабря Антон Долин отреагировал на бурное обсуждение новости и оставил комментарий на своей странице в Facebook. По мнению критика, причина того, что новость о высказывании Скотта "была так позорно раздута" - "повальная радость тысяч людей от того, что кто-то (причём очень знаменитый) поставил на место "этого Долина"". "Дорогие Коммерсантъ, Афиша-дейли, Газета.ру — вас для меня больше не существует. Ну ладно нетрезвые артисты плохих российских блокбастеров, но вы-то типа профессионалы, м?", — написал Долин.
Кинокритик пояснил, что его друзья из компании Disney, выступающие в качестве организаторов непродолжительной встречи Долина и Скотта, перепутали время, и когда российский критик только готовился к интервью, ему сказали, что оно состоится через пять минут. "Вопросы иссякли, и сходу я спросил о реалистичности нового фильма в сравнении с предыдущими. Скотт, кажется, обиделся. Будь ситуация чуть другой, я был бы осторожнее и деликатнее" - размышляет Долин о причинах такой реакции от режиссера. Далее Долин говорит, что всё удалость свести на шутку и никакой вражды между критиком и режиссером нет.
"Буквально вчера говорил по зуму со Стивеном Спилбергом. Он меня поблагодарил за то, что я его понимаю. Не хотите сделать из этого горячую новость? Нет? Очень странно" - едко заявляет журналист, тем самым пытаясь подколоть СМИ, моментально раздувшие новость о его конфликте с режиссером.
Вся эта ситуация дает нам прекрасную возможность вспомнить былые достижения и заслуги Ридли Скотта, а также поговорить о его лучших творениях.
Свой первый полнометражный фильм под названием "Дуэлянты" Скотт снял
в далеком 1977 году. Но настоящую популярность режиссеру принесла его вторая картина под названием "Чужой", вышедшая в 1979 году. Фильм погружал зрителя в атмосферу гнетущего, пугающего "ужастика", повествующего о группе космонавтов, подцепивших на далекой неизученной планете неизвестный биологический организм, который впоследствии вырос в огромного ксеноморфа, объявившего охоту на экипаж корабля. "Чужой" стал хитом мирового проката, собрав больше ста миллионов долларов при бюджете всего в 11 миллионов.
Фильм оказался абсолютно новаторским – в то время за тему космоса отвечали лишь подростковые "Звездные войны" Стивена Спилберга. Творение Ридли Скотта явилось прародителем жанра космического слэшера. Сейчас "Чужой" возглавляет не только все списки лучших кинокартин в жанре "Science Fiction", но и рейтинги лучших "хорроров" в истории кино. Даже более 40 лет спустя картина смотрится очень неплохо и вполне себе может поспорить с большинством современных "ужастиков" не только по своей постановке, но и по нагнетанию атмосферы. Впоследствии Ридли Скотт снял еще несколько сиквелов, а в 21 веке вышли несколько фильмов-предысторий, раскрывающих вселенную "Чужого" под другим углом.
В 1982 году Ридли Скотт снял выдающуюся научно-фантастическую картину под названием "Бегущий по лезвию", созданную по мотивам романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах" (1968). Произведение повествует нам об отношениях людей и искусственно созданных репликантов, а действие происходит в атмосфере нео-нуарного триллера-антиутопии.
На сегодняшний день фильм имеет статус "культового" и считается одним из лучших научно-фантастических проектов в истории кино. Именно эту картину Ридли Скотт называл своим любимым и личным фильмом.
Однако, такое позитивное отношение к фильму у критиков и зрителей было не всегда. На выходе, в 1982 году, фильм с треском провалился в прокате. Размышляя о причинах провала, можно смело заявить, что никто не понимал, что происходит на экране и о чем вообще фильм – аудитория того времени попросту не была готова к такому уровню кинокартин. При бюджете в 26 миллионов фильм собрал в прокате всего 27, половина из которых досталась кинотеатрам. Его хвалили за визуальный стиль и саундтрек греческого композитора Вангелиса, но ругали за медленный темп, претенциозность и обман – "Бегущий по лезвию" не стал боевиком, который изначально обещали зрителям.
Как и многие культовые фильмы, "Бегущий по лезвию" обрел вторую жизнь на домашнем видео. В 1992 году Скотт выпустил режиссерскую версию картины, после которой отношение к фильму в положительную сторону начало меняться как у критиков, так и у зрителей.
Согласной опросу шестидесяти ученых, проведенному британской газетой The Guardian в 2004 году, "Бегущий по лезвию" был признан лучшим научно-фантастическим фильмом в истории кино.
В 2017 году вышло продолжение картины под названием "Бегущий по лезвию 2049". Сиквел фантастической истории про репликантов снял Дени Вильнёв.
В 1992 году Ридли Скотт представил внимаю своих поклонников картину под названием "1492: Завоевание рая", рассказывающую нам историю великого мореплавателя Христофора Колумба, мечтавшего открыть новые пути в Индию и ставшего в итоге первооткрывателем берегов Америки.
В 1997 году на экраны кинотеатров вышла военная драма Скотта "Солдат Джейн", повествующая о лейтенанте американской армии Джордан О’Нил. Кино дает зрителю представление о том, как женщина способна служить в армии наравне с мужчинами, доблестно преодолевая испытания школы выживания и справляясь с тяготами и невзгодами военной службы.
Обе вышеназванные картины не стали хитами кинопроката и обошлись без восторженных отзывов критиков и зрителей, однако 2000-й год стал одним из самых успешных в карьере Ридли Скотта. Именно в тот год свет увидел фильм "Гладиатор", собравший в прокате почти пол миллиарда долларов и завоевавший сразу 5 статуэток кинопремии "Оскар" в номинациях "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль" (Рассел Кроу), "Лучшие костюмы", "Лучший звук" и "Лучшие визуальные эффекты".
Сюжет картины окунает зрителя во времена великой Римской империи и рассказывает историю генерала Максимуса, оказавшегося бессильным против вероломных придворных интриг. Будучи приговоренным к смерти, Максимусу чудом удалось избежать гибели и стать гладиатором.
Говоря о работах Ридли Скотта в 21 веке, стоит выделить такую картину как "Ганнибал" (2001), ставшую продолжением истории серийного маньяка Ганнибала Лектора, роль которого в картине 1990-го года "Молчание ягнят Джонатана Демме гениально исполнил многократный лауреат премии "Оскар" Энтони Хопкинс. Сиквел показал хорошие кассовые сборы, собрав в прокате более 350 миллионов долларов при бюджете в 87 миллионов.
В этом же году вышла драма Скотта "Черный ястреб", повествующая о спецоперации американской армии по захвату мятежного сомалийского главаря. Картина была снята по реальным событиям и получила 2 статуэтки премии "Оскар" за лучший звук и монтаж, однако хорошую кассу в прокате фильм собрать не смог.
В нулевых годах у режиссера вышло достаточно много хороших картин: "Царство небесное" (2005), "Хороший год" (2006), "Гангстер" (2007) и другие.
В 2015 году вышла успешная картина Ридли Скотта под названием "Марсианин", рассказывающая о том, как инженер и биолог Марк Уотни, сыгранный Мэттом Дэймоном, оказывается запертым на Марсе без связи с Землёй и с ограниченным количеством припасом, что заставляет героя бороться за свою жизнь всеми возможными способами. Фильм был номинирован аж на 7 номинаций премии "Оскар", однако не забрал ни одну из них.
В этом году Ридли Скотт сильно активизировался, выпустив две вышеупомянутые картины. "Последняя дуэль" при бюджете в 100 миллионов долларов собрала в США лишь 10 миллионов. Общая сумма сборов практически достигла 30 миллионов. Картина не может похвастаться динамичным темпом в стиле киностудии "Marvel", что заставляет зрителей скучать во время сеансов и достаточно прохладно говорить об этом фильме. Что касается "Дома Gucci", то еще рано судить о кассовом успехе или провале картины, так как она вышла на экраны меньше недели назад.