Бурзянская пчела прилетела: не все поняли выставку Евгении Васильевой

В Уфе открылась выставка картин Евгении Васильевой. Реакции были разные, от восхищения до желания "позвать" Хрущева.

Экс-фигурантка дела о мошенничестве и хищениях в астрономических масштабах Евгения Васильева сейчас известна под творческим псевдонимом Eva и широкой публике представляет себя как художницу, передает корреспондент The Moscow Post в Башкирии.

И если до недавнего времени ее работы выставлялись преимущественно в галереях Москвы и за рубежом, то в пандемийные годы творчество Васильевой докатилось и до регионов. 1 февраля тематическая выставка "Бурзянская пчела" открылась в национальном музее Башкирии. Работы одиозной художницы общественность поначалу воспринимала с прохладцей, но власти республики сделали все, чтобы открытие рядовой экспозиции сопровождалось максимальным хайпом.

С самого начала стало очевидно: над организацией мероприятия хорошенько поколдовали пиарщики. За несколько часов до начала церемонии вход в музей был закрыт, фанатов современного искусства пускали по спискам или по личным приглашениям. Нескольких бабушек с внуками, которые решили приобщиться к национальной истории родного края, завернули и отправили обратно на улицу. Пожалуй не хватало только Росгвардии.

Мероприятие "обслуживали" исключительно лояльные местному руководству издания, которые уже давно славятся полнейшей беззубостью по отношению к власти. Перед остальными закрывали дверь – "желающих слишком много, приходите потом". Неудивительно, что публикации, посвященные открытию, оказались одинаково елейными и ни на йоту не отклонялись от заданного "сверху" восхищенного "штиля".

Желающих, кстати, действительно оказалось много: обычно пустующее музейное фойе было набито битком, в толпе чувствовалось обилие местных чиновников высшего звена и их жен. И если присутствие супруги главы региона, Каринэ Хабировой еще можно объяснить некими дружескими связями с Евгенией Васильевой (в интернете легко найти их совместные фотографии с других выставок художницы), то, например, причину присутствия на церемонии Верховного муфтия России Талгата Таджуддина понять сложнее.

Небольшие спичи от вип-персон были ожидаемо скучны и монотонны. Каждый считал своим долгом поблагодарить Евгению Васильеву за ее так называемое "высокое искусство, которое понимает тот самый художник который обычно говорит – "я так вижу".

С конкретикой вообще было довольно тяжело – то ли из-за желания соответствовать абстрактному искусству Васильевой, то ли из-за невозможности вербализовать свои реальные впечатления. Всеобщий экстаз дополнило подписание соглашения о передаче десятка картин Васильевой в фонд Национального музея республики. Безусловно, башкирскому музею будет лестно встать в один ряд с частными коллекциями Пьера Кардена и музея изобразительных искусств Татарстана, благополучно забыв о том, что в свое время Русский музей показательно отказался принимать картины Васильевой, как "несоответствующие собирательной практике" учреждения.

Видимо, чтобы сразить аудиторию наповал, в "анамнезе" Евгении Васильевой, предварявшем выставку, очень много строк было посвящено ее многогранному образованию – от юрфака до параллельного изучения теологии в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и арт-администрирования в Женевской школе бизнеса. И, конечно, ни строчки не было сказано о резонансном судебном процессе. Много было написано также о заслугах и наградах – от признания выставки официальным событием до признания почетным членом Российской академии художеств. Но почему-то ни слова о поэтическом таланте Васильевой, реализованном в разудалой песне "Тапочки".

Сама экспозиция представляет из себя обширный и весьма аляпистый набор из абстрактной живописи, графики, видеоарта, фотографии, скульптур. Здесь оказались собраны работы разных лет, которые, по мнению художницы, лучше раскрывают тему. Действительно, иногда в тщательно надуманных произведениях можно увидеть сложносочиненные элементы, отсылающие к полету пчелы над Россией-матушкой. В очередной раз в интернете вспыхнули дискуссии – можно ли это назвать искусством и зачем проект решили реализовать в Уфе. Примечательно, что в самые обсуждаемые ветки фейсбук-разговоров волнами выносило "троллей", которые неистово защищали художницу от "негатива" (любопытно, что некоторые пользователи соцсетей связывали этих заступников со структурами местного Госкомтуризма).

Так или иначе, но каждому придется самостоятельно решить, можно ли считать искусством творчество Евгении Васильевой и как воспринимать жест местных властей, решивших организовать выставку. Но чтобы углубить восприятие, следует держать в голове несколько штрихов к портрету.

Сам такой

Первый штрих. Современное искусство – это искусство провокации. В нем очень много спекулятивного, а граница между бредом и шедевром становится все тоньше. Взять хоть ту же московскую "Большую глину": такое искусство почти всегда провоцирует зрителя на диалог. При этом зрителю обычно кажется, что его пытаются одурачить, и зачастую такие разговоры ни к чему не приводят.

Ну, разве что к бесконечному повторению фразы "Нет, это ты дурак". Примечательно, что Евгения Васильева, рассказывая о выставке, сама не смогла охарактеризовать её так, чтобы раскрыть перед аудиторией. Из ее уст звучали только максимально общие, бесцветные слова, но зато было сказано много раз слово"я":

- Я восхищаюсь бурзянской пчелой и посвятила ей свои работы и живописные краски — мне хотелось, чтобы люди поняли, насколько важны даже самые маленькие насекомые, самые небольшие сущности, которые влияют на нашу жизнь. <…> Если я смогла внести хоть немного радости в сегодняшнее непростое время — я очень счастлива и благодарна всем присутствующим, - заявила дива от искусства.

Пределы контроля

Второй штрих. Поскольку познания по части абстрактного и концептуального искусства в России в лучшем случае обычно ограничиваются знакомством с "Черным квадратом" Малевича, то в таких непростых вопросах можно обратиться к экспертному сообществу. В случае с "Евой" все оказалось противоречиво. Например, искусствовед Светлана Игнатенко, замдиректора госмузея им. Нестерова, отзывается о выставке с едва сдерживаемым восторгом:

- Кажется, Евгения Васильева знает о бурзянской пчеле абсолютно все и, так же, как жители Башкортостана, восторгается её редкой красотой, ее достоинствами. Именно пчела в произведениях Васильевой предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть башкирскую степь с высоты пчелиного полета, - рассыпалась в комплиментах искусствовед.

По ее мнению, "энергетика размашистых пастозных мазков – линий, размытость смыслов, буйство цвета, созвучное то импрессионизму цветущего луга, то драматическим сценам постмодерна" – делают живопись Васильевой очень "говорящей".

В противовес этому Максим Холодилин, директор уфимской частной галереи "X-MAX", в комментариях в соцсетях высказал иную позицию:

- Увы. Все в этом случае объясняется не ошибкой [институций и искусствоведов, одобривших творчество Васильевой], а политическим или финансовым весом супруга автора, - отметил он.

- Девушка пишет. Пишет плохо, но верит, что хорошо. Это же вопрос веры. И жаль, что нет рядом людей, которые ее бы пожалели и отправили учиться, объяснили, что это посмешище, - считает дизайнер и художник Ильшат Байбурин.

Между тем, на выставке был замечен один пожилой скромно одетый посетитель, который проходя от произведения к произведению сквозь зубы приговаривал – "Хрущева на тебя нет". Дедушка по всей видимости имел скандальную выставку в московском Манеже в конце 1962 года, которую тогда в пух и прах разнес советский лидер.

Пчела размером с вертолет

И, наконец, третий штрих. Если отвлечься от арт-карьеры Васильевой и обратиться к родственным связям художницы, то получится еще один ответ на вопрос о причине небывалого хайпа.

Во-первых, Евгения Васильева – двоюродная сестра одного из наиболее известных российских государственных деятелей. Во-вторых, ее муж – Анатолий Сердюков, ныне индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации "Ростех", член совета директоров холдинга "Вертолеты России", под его руководством готовится реформа авиапромышленности страны. И не так давно правительство Башкирии и "Вертолеты России" решили активно сотрудничать – например, совместно с "Ростехом" планируется строить базу по техническому обслуживанию вертолетов. Есть серьезные планы и на Кумертауское авиационное производственное предприятие.

Возможно ли, чтобы после этих регалий, которые в России куда весомее нескольких законченных высших образований, выставку Евгении Васильевой не расписали бы со всей страстью, на которую только способны региональные политики при визите очередного ревизора?

Резонно, что бюджетникам и местным чиновникам остается только замереть в позе гоголевского городничего и с резиновой улыбкой кушать то, что дают.