А колпак с бубенчиком... ну кому он нужен?

Есть такой сорт не слишком здоровых людей, которые ходят в цирк в тайной надежде увидеть, как тигр откусит голову укротителю. Скучно им жить, вот и хочется пощекотать нервы, оказавшись свидетелем кровавой драмы. Потом они, нацепив на физиономию старательно отрепетированное перед зеркалом скорбное выражение, будут рассказывать коллегам по работе: "Та-а-акой ужас! Кровавые брызги долетали аж до пятого ряда!" Не судите их слишком строго — в унылой жизни этих людей наконец-то случилось что-то необычное. И пусть не самые благородные чувства влекут подобную публику к опилкам арены, но хозяин цирка, считающий выручку от представления, благодарит небеса за то, что в его царство, пропахшее потом гимнастов и конским навозом, были ниспосланы эти любители скандалов.

По острым иглам яркого огня

Бегу, бегу - дорогам нет конца.

Огромный мир замкнулся для меня

В арены круг и маску без лица.

Посторонние люди могут считать, что мир цирка призван демонстрировать, как телесное совершенство атлетов попирает законы природы, а сила воли дрессировщика приводит хищных зверей в состояние покорности. Но для директора цирка важнее всего сборы, и ради привлечения публики он согласен на сколь угодно рискованные номера — лишь бы гром аплодисментов обернулся звоном монет. Впрочем, отчего мы говорим только о цирке? В наше время клоуны встречаются где угодно. Некоторые из них смешны, некоторые — убоги. Человек, о котором мне хотелось бы рассказать, явно не принадлежит к первой категории — если он и способен вызвать усмешку у ценителей искусства, то она, несомненно, будет брезгливой.

Новостные ленты поведали об этом происшествии довольно скупо — и событие мелкое, и человечек, оказавшийся героем скандала, весьма ничтожен: "Во время спектакля "Развод по-московски" в "Театре Клоунады Терезы Дуровой" 30 декабря на сцену ворвались два человека. В руках они держали нарисованный на ватмане грузинский флаг и пластиковые бутылки с кетчупом, которым облили актера Станислава Садальского.

Неизвестные, по словам Садальского, выкрикивали "Смерть Грузинам! Это за Абхазию и Осетию!"

Судя по счастливой физиономии Садальского, перемазанного кетчупом, фраза "во время инцидента ни одно животное не пострадало" не вошла в новостные ленты по чистой случайности. Места, наверно, не хватило.

Тут надо уточнить. Дело в том, что заведение Терезы Дуровой уникально. Это единственный детский театр, на сцене которого перед детишками выступают забавные клоуны. Как на подмостках этого храма детской радости оказался спектакль "Развод по-московски", сказать тяжело. Дело в том, что сюжет постановки совсем не детский, да и актеры порой позволяют себе весьма фривольные импровизации — то Стас вытащит из лифчика грудь зазевавшейся актрисы, то порвет партнерше колготки как тузик грелку. Понятно, что нынешние дети довольно продвинуты в вопросах взаимоотношений полов, но если они решат подражать потному усатому дяденьке, трясущему на сцене жирными телесами, то их семейная жизнь может сложиться так же, как у самого Садальского. То есть не сложиться вообще. Так что лучше детям взять пример с дочери Станислава, старательно избегающей контактов с папенькой.

За успешного человека говорят его дела. Он не прилагает сил, чтобы быть интересным публике — люди сами тянутся погреться в лучах чужого таланта, прикоснуться к успеху, взглянуть на человека, добившегося столь многого. Но есть персоны, попавшие на вершину случайно, в результате шутки судьбы. Чувствуя несоразмерность своей личности занимаемому в информационной среде пространству, они стараются заполнить пустоту шумом, скандалами, жареными новостями. Если это политик, то он организует на себя покушение — народ на время забывает о его сомнительных делишках и подмоченной репутации и начинает следить за новостями как за мексиканским сериалом. Мы помним, как подобное проворачивали губернатор Россель, реформатор Чубайс, грузин Шеварднадзе. А что делают клоуны? Кидаются друг в друга тортами. У Садальского пока хватило денег только на кетчуп, но ход его мыслей понятен.

По-человечески, нашего героя, умытого кровью мертвых помидоров, просто жаль. Судя по тому, что паханы уголовного мира, одно время благоволившие Стасу за сыгранную им роль карманника по кличке "Кирпич" в сериале “Время встречи изменить нельзя”, не позвали его порадовать братву на корпоративе в честь юбилея криминального сериала, времена для Садальского настали тяжелые. На свои средства такую тушу не прокормить. И не пропоить — не будем забывать о любви Станислава к крепким напиткам, что не раз отмечали зрители. И вот он вынужден 30 декабря играть свой, не раз провалившийся, спектакль в детском театре клоунады. Глядя на полупустой зал, в его, столь же полупустой, голове рождается мысль — а не устроить ли какой-нибудь скандальчик, дабы мелькнуть в новостях хоть парой строчек? А то ведь вообще забудут, перестанут даже в цирк пускать. Перед кем тогда спектакли играть? Это святой Франциск мог проповедовать птицам слово Божье. А Стаса соловьи слушать не станут — освищут и все дела.

Садальскому не впервой сообщать о покушениях на свою персону — помнится, в новостях промелькнуло известие, что в темном переулке актеру-неудачнику сломали челюсть. По какой причине восхищенные зрители решили поаплодировать по лицу нашего героя, в прессе не сообщалось. А через некоторое время Станислав в своем Живом Журнале уже бодро утверждал, что никто ему ничего не ломал. Судя по всему, коллеги сорвавшего гастроли актера, рассказывавшие журналистам, что Стас не в силах произнести ни единого слова, подобрали слишком обтекаемые формулировки, дабы описать ушедшего в запой Садальского, еле ворочающего языком. Протрезвев, тот решил обратить этот случай себе на пользу, выставив себя жертвой нападения. Ныне же, продолжая совершенствоваться в режиссерском мастерстве, от целиком вымышленных нападающих Станислав перешел к нанятым актерам.

Почему нанятым? А представьте, что какие-то злоумышленники в предновогодний вечер вместо того, чтобы наряжать елочку, напряжено просматривают театральные афиши — не появится ли где имя палача абхазского и осетинского народов? Потом рисуют на ватмане грузинский флаг, покупают кетчуп, приобретают билеты на унылое представление. И все ради того, чтобы выставить малоизвестного интернет-писаку политической фигурой. Что-то не верится. Ну кого могут интересовать взгляды полоумного Садальского на внутреннюю и внешнюю политику? Да, в сети Стас может найти столь же скорбных умом единомышленников — дурак дурака видит издалека. Но чтобы серьезные люди как-то реагировали на высказывания существа, показывающего зрителям голый зад со сцены? Смех, да и только.

Очевидно, что если бы каким-то абрекам и впрямь поперек горла встала гражданская позиция Садальского, то куда проще было дождаться окончания спектакля и там уже надавать Стасу в то место, куда его целовал Саакашвили, вручая награду. А вот цирковое представление, устроенное на подмостках театра клоунады, слишком сильно напоминает почерк самого Садальского — глупое, претенциозное и бессмысленное действо. Примерно такое же, как вручение Садальскому грузинского паспорта и ордена Чести "за особые заслуги перед Грузией" президентом Саакашвили. Думаю, если бы при этом Садальский стоял без штанов, а Саакашвили жевал галстук, реприза имела бы куда бОльший успех. Потешный дуэт "Са-Са" мог бы гастролировать с номером "паспортизация клоуна" в странах развитой демократии, выпрашивая кредиты для Джорджии и коньяк для Стаса. В гомолюбивых Европах кожаная фуражка Садальского принималась бы "на-ура".

Клоунада — вот настоящее призвание Садальского. Именно роль шута, не умеющего себя вести в обществе, гавкающего на знатных особ и падающего лицом в салаты, была бы отыграна Стасом без всякого внутреннего напряжения. Он и сам это понимает, но трагедия в том, что Стасу хочется играть роль шута придворного, а не выступать провинциальным дурачком из далекой Чувашии. Вот и трется на приемах, лебезит перед сенатором Нарусовой, шутит за еду. Все, что было до того, все эти киношные уголовники и гусары — лишь пустая трата времени. Нужно наконец-то перестать морочить людям голову, изображая то великого актера, то бунтаря-диссидента. Не стоит претендовать на чужие роли, которые ты все равно не сумеешь сыграть. Довольно примерять пиджак интеллигента, положи на место терновый венец страдальца — не по Сеньке шапка. Для тебя сшита иная униформа - цепляй бубенчики на свой дурацкий колпак, румянь щеки, да лепи красный нос. Невзыскательная аудитория уже запаслась гнилыми яблоками и тухлыми яйцами. Может быть, и кетчуп принесли. Ваш выход, Станислав Юрьевич!