Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Любовь с отражением

Одним из заметных культурных событий в столичной жизни на прошлой неделе стала выставка "Мастерская 20’09", открытие которой состоялось в Музее Современного Искусства на Ермолаевском переулке. На мероприятии побывал и корреспондент The Moscow Post.
Автор:
Одним из заметных культурных событий в столичной жизни на прошлой неделе стала выставка "Мастерская 20’09", открытие которой состоялось в Музее Современного Искусства на Ермолаевском переулке. На мероприятии побывал и корреспондент The Moscow Post.

C 30 июня по 2 августа под руководством Веры Дажиной в ММСИ проходит выставка "Мастерская".

Московский музей современного искусства проводит ежегодную выставку "Мастерская" с 2001 года. За это время проект превратился в масштабный фестиваль молодого искусства, цель которого – поддержать молодых художников. На этот раз титульным проектом "Мастерской 20’09" была выбрана важнейшая в современной антропологии тема взаимоотношений "Я" и "Другого"; кураторы объединили возможную широту ее интерпретации под общим названием "Моя любовь, мои друзья". В рамках основного проекта собрано более 40 произведений, выполненных в разных техниках – от живописи и инсталляции до мультимедийных форм – и призванных ответить на вопрос о восприятии художниками молодого поколения любви и дружбы, вопрос, мучающий человечество на протяжении всего его существования.

Каждый из нас существует в сообществе "Других", ведь личности предстают друг другу в качестве многих "Я", играют разные роли, выступают в различных амплуа, меняют маски и примеряют разнообразные "личины". Без "Другого" невозможно осознанное существование "Я". Одиночество приводит личность к отчуждению, лишает ее идентичности.

"Я" и "Ты", "Я" и "Другой" – ключевые слова в диалогическом дискурсе, определяющем специфическое положение человека в мире себе подобных. Только через взаимодействие "Я" с "Другим" утверждается мир отношений, реализующийся в трех сферах: в отношении к природе, обществу и Богу. В социальном бытии отдельной личности ее свобода и самоутверждение невозможны без взаимодействия с "Другими" – друзьями, соратниками, любимыми. В диалоге с "Другим" происходит становление личности, без "Ты" не существует "Я". Именно взаимная коммуникация обеспечивает существование "Я" как личности – это осознание своего "Я" через "Другого" является основой культурной самоидентификации человека…

Очень сложно описать словами то, что пришлось увидеть на этой выставке. Одними лишь терминами "картина" и "инсталляция" тут не отделаешься.

Не случайно, одной из тем этой выставки выбрана тема любви.

Все дело в том, что при рассмотрении работ с учетом темы данного проекта, приходится невольно задаться вопросами: "А что есть любовь?" и "Как выразить ее с помощью искусства?"

Рассматривая такое понятие, как любовь, под призмой современного искусства, вы наталкиваетесь на массу разнообразных образов, которые объединяет лишь одно - вдохновение.

Вероятно, что вдохновение - это и есть реализация любви в искусстве.

Корреспондента The Moscow Post заинтересовал видео проект московского фотохудожника Веры Мажириной "Симулякр общения".

Ее необычная видео инсталляция посвящена виртуальному общению, в частности сайту знакомств. Неслучайно Мажирина затронула именно тему отношений людей через Интернет.

Эта идея пришла автору не только из-за актуальности данной тематики. Тот эмоциональный надрыв, с которым выполнена эта работа, говорит о том, что по ту сторону телеэкрана стоят личные переживания автора.

Инсталляция представляет собой две сюжетные линии, сведенные в единое изображение. Также особую смысловую нагрузку несет звуковое сопровождение – прочтение анкет, текста переписки, звук печатания на клавиатуре, щелчки мышки.

Первое – это изображение на мониторе, на котором запечатлены письма (переписка) из сервиса службы Интернет-знакомств и фотографии знакомящихся.

Второе - отражение самой художницы, сидящей по другую сторону от монитора, перед которой лежат "инструменты общения" - клавиатура и мышь. На ее лице надета маска, символизирующая некую интригу, кто же за ней скрывается, каково истинное лицо? С каждым новым кадром, новым письмом и очередным поклонником, автор снимает со своего лица часть маски, как бы раскрывая перед незнакомым собеседником свою душу, позволяет разглядеть и узнать себя лучше.

Так незаметно создается впечатление, что это не вы вглядываетесь в лицо автора на экране, а сама художница пристально наблюдает за вами по ту сторону зеркального отражения.

По словам Мажириной, эта видео инсталляция представляет собой некую аллегорию. Так, общаясь по Интернету, люди наделяют своего виртуального собеседника теми чертами, которые они хотят в нем видеть.

Однако, встречаясь с человеком в реальной жизни, интернет-знакомые хотят увидеть именно "желаемые" черты, а зачастую видят лишь реальную личность со своими достоинствами и недостатками, что не совпадает с нарисованным образом.

Так как два человека желают увидеть виртуальные отражения своих партнеров, а видят совершенно других людей, то возникает ощущение, что встречаются сразу четверо - люди и их "фантомы-отражения".

Чтобы узнать больше об этой видео инсталляции, корреспондент The Moscow Post обратился за комментариями к самому фотохудожнику.

- Вера, скажите, как к вам пришла идея создания такой инсталляции?

- Мысль и форма подачи о создании проекта про интернет общение на сайте знакомств появилась пару лет назад, но собрать воедино проект получилось относительно недавно.

Я являюсь посетительницей таких сайтов, и со временем появилось желание отразить в творчестве этот отрезок времени моей виртуальной жизни на сайте знакомств и перейти в Online реальной жизни.

- Какова общая концепция вашего проекта?

- Общая концепция заключается в следующем, Есть Я.. есть Другой.. И есть встреча.. и "не встреча"… Интернет-общение дает несколько побочных эффектов. Один из них - это "не встреча" с человеком, которая происходит. Я общаюсь со своим "представлением" о тебе, а не с тобой. И ты, соответственно тоже, общаешься со своим "представлением" обо мне, нежели со мной, какой я являюсь на самом деле. Таким образом, у меня есть "виртуальный" ты, а у тебя "виртуальная" я. И в реальности, нас оказалось бы четверо. В большинстве своем, в реальности люди общаются точно так же, как описано выше и "не встречаются", не потому что не хотят, а потому что "представление" о человеке куда важнее, нежели сам человек.

- Что вы хотели донести вашей инсталляцией до зрителей и, особенно до той аудитории, которая действительно использует Интернет для знакомств и общения?

- Интернет знакомства – это один из способов познакомиться. Это факт. Но, все же.. Лучше знакомиться, и, не затягивая на очень долго, переходить в Online реальности. Дабы не придумывать себе образ собеседника и не наделять "героя" своими положительными фантазиями, а потом разочаровываться в своих же фантазиях, из-за несходства реального человека с нарисованным образом.

- Какие эмоции вы испытывали, создавая ваш проект?

- Когда я работала над проектом, у меня возникло желание больше не заходить на сайт знакомств. Был некий перебор виртуального общения… Из положительного: с некоторыми посетителями сайта я общаюсь в реальности по сей день, и как выяснилось в процессе общения, выявилось много "реальных" общих знакомых.

- В вашей работе больше художественного или социального?

- Я бы сказала, что художественность и социальность дополняют друг друга, создавая некую законченность проекта. Проект складывается из идеи (в данном случае она социальна), и из формального приема (основанном на художественности). Мне интересно работать в общественно-социальных темах, опираясь на художественность, поднимать и исследовать актуальные проблемы современности, выражая их через творчество.