"Стоит только перешагнуть порог галереи и перед вами словно открывается новый мир", - вот какие мысли посещают вас, когда вы оказываетесь в мире современного искусства. Он настолько загадочен и притягателен, что в него, словно погружаешься с головой...
Все эти мысли можно отнести к той феерии, которая развернулась в столице в эти жаркие июльские дни. Корреспондент The Moscow Post посетил это чудесное представление с использованием работ лучших молодых фотохудожников России и Зарубежья.
Проект "ПРО ЭТО" был посвящен одной из самых интересных и актуальных тематик - теме политкорректности в искусстве. На нем были представлены самые необычные работы, посвященные политической тематике.
Например, художественная группа "Конструктор" предлагает каждому участнику "собрать" из вырезок, сделанных из черно-белых фотографий лицо идеального президента. Так, например, вы можете взять лоб и глаза Джорджа Буша-младшего, нос и скулы Мики Мауса (да-да, там были и "мультяшки"), а подбородок взять от Ленина. Получается некий "Мики Ленибуш". Этого и других подобных невероятных существ, можно было собрать по принципу фото-робота.
Так же весьма интересную экспозицию представила на выставке Бэлла Шагал. Она одела в материю, используя цвета национальных флагов стран-членов Большой Восьмерки, огромные фаллические формы. Самая большая "форма" досталась Соединенным Штатам Америки. Чуть меньшей "формы" удостоилась Россия. На третьем месте была Германия, ну и т.д.
Отдельной темы заслуживает экспозиция, посвященная проблемам терроризма. Так, например, к ней обращался целый ряд художников из числа участников этой выставки. Меир Тати в своих акциях, буквально принимая на себя новый взрыв, как бы заново сопереживает сотням жертв ужасающих актов насилия. Хоакин Сегура вносит в пространство искусства порой ужасающие практики герильи, заставляющие почти физически ощутить хрупкость и уязвимость человеческого бытия. В противоположность этим в большей степени "художественным" и "игровым" проектам пронзительный документализм Веры Мажириной дает отрезвляющий эффект для зрителя, рискующего в метафорах утратить ощущение реальности.
Чтобы понять всю глубину фото-проекта "Рефлексия", сделанного Мажириной, нужно хоть раз его увидеть. В отличие от других концептуалистов, заворачивающие гигантские фаллосы в американские флаги или делающих пазлы из лиц президентов, Вера Мажирина не делала ничего "сверхъестественного"...
Она просто снимала лица детей... Но как она их снимала! Эти пронзительные взгляды, эти глаза, сверлящие насквозь твою душу, эти слова, вырывающиеся из их уст...
Фото-проект был посвящен трагедии в Беслане, когда боевики захватили здание обычной средней школы. На фотоработах Мажириной запечатлены московские сверстники бесланских детей. Это учащиеся московской школы с первого по одиннадцатый классы.
Под каждой фотографией было подписано то, что эти дети думают о терроризме. Вот, как меняется их мнение в течение десяти лет учебы в школе*:
1 класс. Это страшно. Я не знаю, зачем они это делали. Детям, особенно маленьким, было там, наверное, страшно. Я бы плакала... Я не боюсь, что мою школу захватят. Все теперь хорошо, да?
2 класс. Я считаю, что террористы сами могут грабить и убивать, но люди этого не заслуживают! Террористы совершают зло и за зло могут пострадать простые люди – дети, женщины, мужчины, старики. Терроризм – это самое худшее, которое портит жизнь человека.
3 класс. Это как-то несправедливо самое главное от этого выжить!
4 класс. Кто такие террористы? Это зло, от которых много проблем захваты школ, магазинов. Еще надо себя от них беречь. Они убивают просто так. От них не легко скрыться. Они опасны. Надо бороться с ними так – не надо делать панику. Их надо уничтожать. Нанять полно охраны спецназов и милицию, и они будут бороться против них! Все.
5 класс. Терроризм – это уже точно ни что-то хорошее, а наоборот что-то очень плохое, которое творится на Земле. Из-за этого гибнут, страдают невинные люди. Те кто совершают это в них нет ничего человеческого.
6 класс. Эта трагедия, безусловно, отразилась на окружающем мире. Эти дети так и не увидели своё "первое сентября". Люди, которые это сделали либо были последними тварями, либо у них не было выбора (хотя он всегда есть). Это ужасно. Дети, которые остались в живых никогда не забудут этот день. Они остались калеками, инвалидами или просто с подорванной психикой. Захват мог произойти в любой школе. Мы должны помнить об этом дне и говорить "спасибо", что это не произошло с нами.
7 класс. Когда я узнал о теракте в Беслане, я ужаснулся. Ведь террористы не знали жалости, страха. Они спокойно убивали детей. И это могло случиться со мной, с моей школой. И неизвестно, что будет дальше, как действовать. Терроризм – это страшное преступление против людей. Это страх, ненависть, смерть, горе, страдания. Не нужен он, совсем не нужен.
8 класс. Ведь некоторые родители потеряли самое дорогое то что у них было - Детей. Наблюдая за событиями каждый думал что с ним такого никогда не случится, и что проблема терроризма далека от него, наверное, когда то так же думали и те дети которые в 2004 году оказались в той школе.
9 класс. Я считаю, что трагедия случившаяся в Беслане, это проблема мира в целом. В этой жестокой войне террористов и мирных граждан были затронуты дети, которые не виновны ни в чем. Сейчас, в наше время террор это огромнейшая проблема граждан, но ведь можно решить все мирным путем не трогая при этом детей и мирное население, я бы не хотел что бы такое событие повторилась где то еще, ведь жизнь одного человека, как мне кажется, намного важнее, чем любое требование террориста.
10 класс.
Терроризм страшное слово.
Причиняет Боль
Оно для меня не ново
От него пропадает любовь
На сердце кровь
И вновь.. Опять взрыв, пули летят
Над головою свистят
Не понимаешь как и зачем своих
Родных, близких теряешь.
"Дяденька в маске зачем ты их убиваешь?"
Понапрасну кровь проливаешь…
11 класс. Больно, что вообще такое происходит. Что люди настолько озверели, что воюют с помощью детей непонятно за что. Никакие идеи этого не стоят. К сожалению, терроризм был и будет. Не знаю, что способно его остановить...
* текст школьников передан дословно
Проходя мимо проекта Мажириной, ты в отражении московских школьников видишь лица бесланских детей, которым уже не суждено было повзрослеть...
Это не описать словами... Это надо видеть...
Узнав, что ее фотоработой заинтересовался корреспондент The Moscow Post, знаменитая фото-художница с удовольствием дала ему интервью:
- Почему вы избрали для этой экспозиции именно работы, посвященные проблеме терроризма?
- Проблема терроризма является одной из глобальных во всем мире. Где справедливость, когда гибнут люди, оказавшиеся "заложниками ситуации" (и не только). А когда в "это" втягивают детей… Меня, впрочем, как и большинство людей, потряс захват школы в городе Беслане 1 сентября, в торжественный для детей - день знаний. Я с замиранием сердца смотрела новостные программы о тех событиях и меня невольно посетила мысль "а ведь это могло произойти в моей школе, где я раньше училась". Так появилась идея сделать проект о проблеме терроризма - реакция учеников московской школы на события, произошедшие в школе 1 города Беслан. Я фотографировала учеников 1 - 11 классов московской школы, в которой раньше сама училась. Детям задавался вопрос, что они думают о проблеме терроризма и захвате школы в Беслане таких же детей, как и они. Каждый из сфотографированных учащихся писал свое мнение о "беслановских событиях" и терроризме в целом.
- Считаете ли вы сами, что терроризм можно победить?
- Я думаю многие люди надеяться на то, что терроризм можно победить или хотя бы не встретиться лицом к лицу с террористами, никогда.
- Какая из работ других авторов вам запомнилась больше, чем остальные?
- Биеннале только началось, я думаю, что работы многих молодых авторов будут достаточно интересны и неординарны.