Биография
Лайма Станиславовна Вайкуле латвийская эстрадная певица, актриса. Окончила Государственный институт театрального искусства (актерский и режиссерский факультет). Концертный дебют с песней Раймонда Паулса состоялся в 1986.
Лайма Вайкуле неоднократно участвовала в международных фестивалях и конкурсах, в том числе: "Братиславская лира" (1987, приз "Золотая лира"), фестиваль "AU music worlds" (Монако, 1993). Организатор и участница конкурса "Юрмала" (1992, 1993).
Выступала с сольными программами "Я за тебя молюсь" и "Я вышла на Пикадилли". В 1992 снялась в главной роли в художественном фильме "В русском стиле" (Одесская киностудия). Среди постоянных авторов песен, которые исполняет Лайма Вайкуле, композиторы Р. Паулс, Игорь Крутой и поэты Илья Резник, В. Пеленягрэ, Владлен Дозарцев.
Лайма Вайкуле работает в стиле европейских шоу-варьете, выступая не только как певица, но и как хореограф-постановщик, танцовщица, актриса. Среди лучших песен: "Вернисаж", "Скрипач на крыше", "Еще не вечер", "Чарли", "Я за тебя молюсь" — авторы Р. Паулс и И. Резник.
Лайма Вайкуле родилась в Риге в рабочей семье. Ее отец Станислав - был рабочим на производстве, мама - Янина - продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: "В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…"
Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить - масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий инструмент).
В отличие от своей старшей сестры Яны, Лайма росла сорванцом, эдаким "гадким утенком". Она ненавидела играть в девчачьи игры ("дочки-матери", "классики"), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение - "казаки-разбойники", штандер и т.д.
Была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. В пять лет "наказывала" своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. В детстве часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на само деле это была хозяйка дома, где мы жили.
Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались "выяснения отношений".
Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в Рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план.
С 11 лет Лайма Вайкуле уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители отнеслись к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в
1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром.
Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.
В 1970 году на одной их дискотек Лайма Вайкуле познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи - его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии.
По словам Андрея, он только пришел с армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…
В 1979 году Лайма Вайкуле стала выступать в знаменитом варьете "Юрас перле" в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственном коллективе. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей.
Например, в 1991 году Вайкуле работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт - на 95 тысяч долларов.
В 1991 году Лайма Вайкуле перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. "Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: "Жизнь - это хождение по проволоке, а все остальное - ожидание". Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…"
В 1993 году Л. Вайкуле решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом - открыла в Риге салон-парикмахерскую "Лайма-люкс". Однако через три года на вопрос: "Как идут ваши дела в бизнесе?" - она ответила: "Мой салон нерентабелен".
Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.
Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале.
Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20-30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот у дачи Лаймы объявили бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.