"Ростех" мог обанкротить завод "39 Арсенал" в интересах застройщика Леонида Крепака, связанного с Валерием Гараевым. Чья фамилия не единожды "светилась" в историях о недружественных поглощениях.
Генпрокуратура хочет изъять в пользу государства активы бывшего оборонного АО "39 Арсенал", который два года назад приобрёл предприниматель Александр Равцов. Ранее завод принадлежал "Ростеху", но был обанкрочен и пущен с молотка. Равцову предъявляют за неиспользование площадей предприятия в качестве исполнителей гособоронзаказа и хотят забрать завод, пока он не начал там застройку. В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Пермском крае.
Анохин на подхвате
"39 Арсенал" занимался ремонтом, модернизацией, сервисным обслуживанием самоходных и буксируемых артиллерийских систем крупного калибра и наземного оборудования противотанковых ракетных комплексов. И входило в список стратегических предприятий.
Завод был обанкрочен за долги. В 2022 году конкурсный кредитор АО – "Завод №9" подал заявление о привлечении бывшей управляющей организации оборонного предприятия – АО "Спецремонт" (структура "Ростеха") к субсидиарной ответственности по обязательства должника. Впоследствии и эта структура ушла в банкротство.
По данным "Руспрофайл", с начала 2016 и по конец 2017 года "Арсенал" через АО "Спецремонт" возглавлял Александр Анохин – бывший глава другой ростеховской структуры – ООО "Молот-Оружие".
После его ухода из структуры, она быстро оказалась в руках частников – "Молот-Оружие" был передан некоему "Нортех", за которым (с пометкой о некорректности данных) стоит Нургалеев Равиль Рамильевич – член Заксобрания Кировской области.
Фото: Руспрофайл
При Анохине был продан и "39 Арсенал". А после его ухода с завода – в ПАО "Мотовилихинские заводы", в банкротство ушло и оно. Справедливости ради стоит сказать, что на тот момент завод уже принял одно заявление о признании банкротом. В любом случае, выглядит так, будто Анохина специально посылают работать на заводы, которые госкорпорация решила "схлопнуть".
В ПАО "Мотовилихинские заводы" сейчас как раз идёт реализация имущества. Сам завод может быть продан уже на следующей неделе. Но, учитывая ситуацию с "39 Арсеналом", покупать его мы бы никому не посоветовали. The Moscow Post подробно писал о деятельности этого топ-менеджера в расследовании "Кто пустил "Мотовилиху" по миру?".
По итогу Анохина выставили с госкорпорации, обличив всё это вроде как словами, значение которых сводится к тому, что "мы прозрели, этот управленец плохой". Почти сразу после этого Анохина взяли в "Росатом" – и тоже на должность гендиректора одного из предприятий.
Жажда Крепака
Но вернёмся к ситуации вокруг "39 Арсенала". Завод – полный банкрот. Его мощности распроданы и фактически не выполняли госзаказ с 2018 года. Почему Генпрокуратура решила вспомнить о такой обязанности в 2023 – понять сложно. Для возобновления работы предприятия потребуются немалые ресурсы, которые вряд ли государство готово вливать. Поэтому возникает подозрение, что предприятие приглянулось кому-то на стороне.
Г-н Равцов, купивший предприятие, известен как девелопер, соучредитель компаний строительной группы "Развитие", в Перми он построил массу ЖК. Касательно территории "Арсенала" Равцов недавно провёл перерегистрационные действия, выразившиеся в согласовании установки там зоны "Ж", разрешающей малоэтажную застройку.
А весной этого года было объявлено о реализации там проекта развития территории вместе с девелопером "Мегаполис", относящимся к интересам семьи Крепак – Леонида Шолымовича и его сына. Структуре "Мегаполиса" СЗ "Петрокоминвест" принадлежит участок поблизости.
Крепак – известный в регионе строитель со связями. Его компании кредитует Сбербанк и выбирают поставщиками по госзаказам структуры местного правительства. Причём, иногда несмотря на наличие офшоров в управлении организацией: как это было, например, с ООО "Пермтурист" (к нему ещё вернёмся), учредителем которого с 2019 по 20121 годы было белизское "ЛЕВА ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУП ЛИМИТЕД".
Фото: Руспрофайл
Крепака связывали с одним из бывших депутатов регионального парламента - Александром Флегинским, с которым они имели общий бизнес-проект. Кроме того, имя Крепака фигурирует в истории с получением контроля над "Пермтуристом", который принадлежал семье Пожарских, но впоследствии перешёл к близким к непубличному предпринимателю, чьё имя светится в историях о недружественных поглощениях, Валерию Гараеву людям, в том числе и Крепаку.
Этому предшествовала "атака" от "Дата-Юнион", что, выкупая акции у некрупных собственников (скорее всего, рабочих предприятия), становилась миноритарным акционером "Пермтуриста", а затем начинали "подрывную" деятельность против объекта "поглощения": писали жалобы на мажоритария, оспаривали принимаемые им хозяйственные решения. Об этом писало Properm.
"Против профсоюзов в пермских СМИ была организована дискредитирующая кампания, Гараев с партнерами организовывали митинги, писали жалобы в правоохранительные органы. В итоге Пожарский сдался и к лету 2004 года продал новым акционерам контрольный пакет в "Пермтуристе". Тогда в совет директоров компании вошел сам Валерий Гараев, а также бизнесмены, помогавшие ему в получении данного актива: Александр Итунин, Павел Галкин, Виктор Селиванов и Леонид Крепак", - добавляет издание.
Сейчас "Пермтурист", как мы уже упоминали выше, принадлежит Крепаку и партнёрам.
Интересно, что Леонид Крепак должен быть знаком в том числе и с руководством упоминавшегося выше обанкроченного ПАО "Мотовилихинские заводы". Вместе с тогдашним директором предприятия по науке он учился в "Пермском политехе". Его же, кстати, оканчивал бывший министр транспорта Пермского края Николай Борисович Уханов.
Назревает вопрос - не мог ли Крепак захотеть забрать себе всю площадку для развития? В том числе и ту, что находится под "Арсеналом". И не под него ли "Ростех" изначально банкротил свой актив?
В 2021 году, когда проходил конкурс на выкуп "Арсенала", государство отказалось от преимущественного права, а сейчас хочет вернуть земли, что странно. Компании Крепака на конкурс не заявились, но здесь стоит отметить, что именно в этом году они серьёзно просели по выручке и прибыли. Доли во многих компаниях коммерсанта – в залоге у банков.
Так что у него могло просто не быть денег на приобретение актива. Да и зачем делать это в тот момент, если впоследствии можно будет забрать земли у конкурента почти бесплатно?
Фото: Руспрофайл
Возможно, как и в ситуации с "Пермтуристом", Крепак решил "выдавить" партнёра из принадлежащего ему бизнеса, используя не столь очевидные методы. Здесь есть и другая выгода. Равцов, как-никак, крупный девелопер, суть - конкурент. Поставить ему подножку должно быть в интересах Крепака.
Вопросы хочется задать и Сергею Чемезову с его управленцами: почему с молотка уходит стратегическое предприятие, и не одно? Кто понесёт ответственность за его банкротство?