Пока Радий Хабиров сердится, а Андрей Назаров похихикивает, малый бизнес в Башкирии говорит о невозможности работать.
Предприниматели из Башкирии обратились в редакцию The Moscow Post с жалобами на отсутствие понимания и настоящей поддержки со стороны властей.
Недавняя публикация Тhe Moscow Post в Башкирии "Мафия бессмертна": в Башкирии проверяют обстоятельства обогащения семейного клана экс-чиновника" о бывшем главе Иглинского района Ришата Исхакова вызвала большой читательский резонанс.
Как пишут авторы одного из писем в Редакцию: поддержки малого бизнеса в республике нет. Ведь её на самом деле у нас нет. Одна сплошная показуха!" – так считает наш читатель из Башкирии Ильдар Л.
Корреспондент Тhe Moscow Post в Башкирии взялся изучить тему, обозначенную читателем, и вынужден с ним согласиться. Проблем у представителей малого и среднего бизнес в Республике очень много. А вместо реальных способов их решения от руководства Башкирии доносятся только обещания, презентации и селфи.
"От греха подальше"
"Я считаю, что он взялся за эту тему только для того, чтобы устроить показательную порку и отметиться на федеральном уровне, как "борцу с коррупцией" (Хабирову - прим. Ред) .– говорится в обращении от Ильдар Л., поступившем вчера вечером в адрес нашего издания.
Так совпало, что именно 3 марта в Уфе прошло обсуждение доклада бизнес-омбудсмена Башкирии Флюра Асадуллина по итогам прошлого года и даже с участием федеральных спикеров.
"В 2021 году нашим Аппаратом проведен огромный объем работы. В мой адрес поступило 558 обращений, более 19% из которых затрагивали проблемы связанные с пандемией, 18% земельно-имущественного характера в том числе проблемы нестационарной торговли, 13% проблемы, в правоохранительной сфере, по 6% проблемы связанные с исполнительным производством и твердыми коммунальными отходами", - отметил Флюр Асадуллин.
Немногословный отчет об этом мероприятии был опубликован пресс-службой правительства Республики. Ни одного примера, которые наверняка звучали в докладе бизнес-омбудсмена, пресс-служба властей не упомянула. Чуть более расширенное сообщение об этом мероприятии появилось и на сайте аппарата бизнес-омбудсмена. Тексты оказались почти идентичны за небольшим исключением – второй вариант все-таки содержал критику в адрес властей, которую правительственные клерки вымарали – видимо, "от греха подальше".
Как указывает наш читатель Ильдар Л. "А сколько жалоб на действия местных властей и государственных ведомств к нему (Хабирову - прим. Ред) поступает ежедневно? В том числе и от малого бизнеса, который и так еле выживал из-за пандемии. А теперь, при новом экономическом кризисе, нам вообще осталось только закрыться!"
Как "подчистить" "Опору России"
"Одна из самых распространённых проблем для малого и среднего предпринимательства - это отсутствие возможности сотрудничать с большими предприятиями в РБ. Чтобы малому бизнесу заполучить подрядные работы, они сталкиваются с "махиной" в лице тендерного отбора, в которых участвуют одни и те же предприятия и становятся посредниками. Малые предприятия РБ не могут в них участвовать, по причине отсутствие опыта, отсутствие средств для выполнения подрядных работ", - отметила в своем выступлении председатель Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Ляйсан Николаева.
Отсутствие этого абзаца в официальном отчете властей вряд ли кого удивило. Как показывает практика последних лет, поддержка бизнеса "по-хабировски", действительно, во многом представляет собой отчеты на совещаниях и красочные фотографии в соцсетях.
Метод решения острых вопросов в стиле руководства Башкирии наиболее очевидно проявился во время "нештатной ситуации", происшедшей на одном из оперативных совещаний" в Доме Республики в марте 2020 года. Об этом мероприятии предприниматели Республики вспоминают до сих пор с огромным возмущением.
Флюра Асадуллина предприниматели уважают за то, что не стесняется говорить правду. Фото: bashinform
После образцово-показательного доклада тогдашней главы Госкомитета по предпринимательству Риммы Бойцовой о поддержке малого и среднего и открытии нового бизнес-центра внезапно попросил слова уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Флюр Асадуллин. Он напомнил, что из-за ужесточения налогового законодательства в Башкирии могут закрыться до 20-30% субъектов малого и среднего бизнеса, и попросил по примеру соседних регионов сработать на опережение и принять заранее меры для спасения ситуации.
Глава правительства Башкирии Андрей Назаров выступление бизнес-омбудсмена слушал со снисходительной улыбкой, а Радий Хабиров явно был недоволен происходящим. Всю эту сцену можно наблюдать на видеозаписи оперативки на сайте правительства Башкирии (после 1 часа 22 минут).
Андрей Назаров выслушал вопрос бизнес-омбудсмена с улыбкой, а Радий Хабиров изрядно рассердился. Фото: Правительство Республики Башкортостан / youtube.com
Глава региона Хабиров в ответ резко осадил бизнес-омбудсмена, обвинив его в искажении информации, и пригрозил, что "если подобное повторится, то это будет его последнее выступление здесь".
Что ж, списывать промахи на глобальные проблемы, а также объяснять сомнительные проекты необходимостью решать актуальные задачи – это вполне в традициях нынешнего руководства Башкирии.
Виноваты все кроме Хабирова
Скандалов, связанных с бизнесом, в республике за последнее время меньше не стало. Чего только стоит прогремевший недавно на всю страну скандал со сносом здания гостиницы "Лидо" в уфимском "Олимпик-парке". Об этом событии подробно писало издание УтроNews.
Предприниматель Ильдар Хуснутдинов построил гостиницу в 2012 году по просьбе тогдашних городских властей в канун проведения в Уфе Международных Детских зимних игр. В новом здании рядом с трамплином размещались VIP-персоны и спортсмены. Разумеется, бизнесмену было дано обещание, что "проблем не будет", несмотря на то, что гостиница одним углом заняла отрезок муниципальной земли.
В прошлом году на предпринимателя начали усиленно давить судебные приставы. Обращения к властям в этой совершенно абсурдной ситуации не давали результата. Чиновники уклонялись от комментариев. Было очевидно, что все ждут мнения "сверху".
Тем временем звучали предположения о том, что данная территория могла приглянуться аффилированным с властями застройщикам – например, той же подмосковной Группе компаний "Садовое кольцо", которая взялась достраивать в Уфе дома с обманутыми дольщиками и ждала взамен компенсационные участки в хороших районах, или же компании "Гранель", которую все в Республике считают аффилированной с Андреем Назаровым.
Так отреагировал на снос гостиницы "Лидо" бизнес-омбудсмен Флюр Асадуллин. Фото: Facebook.com
До последнего момента все надеялись на спасение этого дома, который считался одной из достопримечательностей башкирской столицы, в адрес Хабирова было подано немало просьб помиловать предпринимателя. Среди тех, кто вступался за "Лидо", был и бизнес-омбудсмен Флюр Асадуллин. Однако в конце прошлого года гостиница была все-таки снесена.
Комментарий Радия Хабирова по этому поводу тоже стал шоком для многих.
"Здесь нет правых, виноватые есть. Мне не понятна роль муниципалитета того времени, когда комплекс строился. Здесь нет истории, как я мог бы защитить честный бизнес. Я наглядно продемонстрировал, что не буду этого делать, это моя позиция", - сказал Хабиров в ходе своего большого интервью в конце прошлого года.
Он уточнил, что на этом месте не будет строиться высотка. Однако твердой уверенности в этом ни у кого нет. Вполне возможно, что за проблемами с пандемией или с экономическими санкциями ситуация с "Лидо" подзабудется, а потом внезапно на его месте появятся строительные краны.
"Эта Уфа сломалась — давайте построим новую!"
Ситуация на строительном рынке Башкирии сегодня такова, что местным застройщикам тоже впору перебираться куда-нибудь за пределы республики.
Объективную оценку событиям дал аналитик рынка недвижимости Иван Зорин, много лет проработавший в строительной компании "Жилстройинвест", построившей в Уфе здания, ставшие полноценными достопримечательностями города. Но так было раньше, "до Хабирова". Теперь "Жилстройинвест" стал изгоем.
Такие жилые комплексы строили в Уфе до прихода Хабирова и иже с ним "Садового кольца". Фото: citydevelopers.ru
"Я принципиально буду рассказывать только факты, опубликованные в официальных СМИ. Никаких домыслов — только реальность. Ничего нового я не расскажу, но зато расставлю все в цепочку логических событий. Началом всего стал приход в город нового застройщика — "Садовое кольцо" из города Красногорска. Рынок Уфы уже давно заприметили крупные федеральные застройщики. Например, ПИК кружит над городом уже года три, но так и не может пока найти точку входа, так как они строят дешевое массовое жилье и им нужны очень большие территории, которых на полуострове уфимском нет. Застройщик "Садовое кольцо" пришел вместе с главой Республики. И "Садовое кольцо" вообще не крупный застройщик. Я бы даже сказал местечковый застройщик, даже не регионального уровня", - уточняет Иван Зорин.
По его словам, это событие стало стартом масштабной кампании, развернутой властями против застройщиков, уже работающих на строительном рынке Уфы. Первое, что произошло — это события на ул. Шота Руставели, где застройщику ПСК-6 Радий Фаритович [Хабиров] в прямом эфире обещал "кишки намотать" за стройку нового дома. Стройка незаконно была остановлена главой — это уже установленный судами факт, за что он даже публично извинялся.
"Следом началась череда увечий отрасли", - констатирует Иван Зорин. Как он утверждает в своей публикации в Facebook, якобы депутат горсовета Абдуллин, который уже имел конфликт с ГК "Жилстройинвест" из-за того, что не смог выгодно продать застройщику свое коммерческое 4-этажное здание, выяснил, что ГК "Жилстройинвест" планирует строительство нового жилого комплекса "Зорге Премьер" и вскоре против застройщика развернулась чуть ли не партизанская война.
Внезапно действующий легитимный градостроительный совет при администрации города вдруг прекратил свою работу и появился градостроительный совет главы Республики, не имеющий никакого юридического статуса. Совет просуществовал недолго — надзорные органы недвусмысленно объяснили, что он незаконен. Однако успел "наследить". Первые же несколько заседаний градсовета расставили все по своим местам. Все проекты всех уфимских застройщиков были зарезаны – компаний "Талан", "Унистрой", "Третий трест", ПСК, "Архстройинвестиции", "Первый Трест", "Жилстройинвест", "Девелопмент" — всем застройщикам под выдуманными претензиями и странными обвинениями были даны отказы.
Параллельно происходило еще несколько событий — была создана ассоциация застройщиков РБ. Сразу всем застройщикам было озвучено, что для того, чтобы строить в Уфе, нужно туда войти и платить от 8–12% от стоимости проекта (это около 60–80% прибыли) — и будет всем счастье. Через "не могу" застройщики потянулись в ассоциацию, но счастье почему-то у многих так и не случилось.
Одновременно то же самое "Садовое кольцо" получало участки под застройку без торгов в качестве компенсационных участков. Даже ФСБ и ФАС не смогли остановить этот процесс. Вроде как за благое дело — достройку долгостроев с обманутыми дольщиками. Да только на деле ни один долгострой, за который взялось "Садовое кольцо", до сих пор так и не достроен. Максимум – сдали корпуса, которые находились в высокой степени готовности.
По прошествии года вдруг всем стало понятно, что объем строительства в перспективе 2–3 лет упал в разы, на рынке уже просто нечего покупать, а нового не предвидится. План по наращиванию объемов строительства, обозначенный Президентом Путиным, невыполним. Заткнуть дыру в 2 500 000 кв. м, возникшую из-за отказа в выдаче застройщикам разрешений на строительство, через индивидуальное жилое строительство уже не выйдет.
По подсчетам Зорина, за год около 7 тыс. строителей, оставшихся без работы, разъехались по другим регионам в поисках лучшей доли.
После того, как руководство Башкирии оценило последствия своих действий, начались переговоры с застройщиками на кабальных условиях – с обязательным строительством социальных объектов — причем очень часто ненужных и не там, где это реально необходимо. То есть на первое место снова вышла страсть к показухе. Переговорный процесс идет очень медленно, и пока разрешения только начали выдаваться.
Проект будущей Евразийской библиотеки в виде гигантской юрты вызвал бурю негодования у уфимцев. На ее возведение планируется выделить 4 млрд рублей. Фото: bashinform.ru
Рынок новостроек в Уфе и Башкирии сейчас как после ядерного удара. Цены на новостройки вместо средних по РФ 15–20% взлетели на 35%. (И это ыбло еще до украинских событий, прогнозировать новый рост цен даже жутко).
"Выбор на рынке полностью отсутствует. Мелкие точечные проекты бывших генподрядчиков крупных компаний и частных инвесторов, которые на 70% состоят из однушек, я даже не беру в расчет. Теперь уже понятно, что основными жертвами этой войны стали жители города, которые столкнулись с неподъемными ценами на новое жилье и полное отсутствие выбора", - с сожалением отмечает Иван Зорин.
Таким образом, пока "Садовое кольцо" потихоньку зарится на самые лучшие участки под застройку из оставшихся в Уфе (они же по-прежнему имеют право на компенсационные участки!), остальным предложили осваивать район Забелья, практически лишенный инфраструктуры. И тогда власти решили решить этот вопрос за счет средств, выделенных корпорацией развития ЖКХ РФ на обновление изношенной инфраструктуры. Таким образом вместо того, чтобы пустить эти деньги на измученные трубы города, их решили закопать в чистом поле под несуществующим городом-спутником Уфы, который наверняка будет представлять собой нагромождение "человейников".
"В Уфе при этом в гордом одиночестве остается "Садовое кольцо" с абсолютно запредельным ценником с учетом полного отсутствия конкуренции и случайно выжившие после ядерного взрыва "застройщики-тараканы". Ну и другие карманные горе-строители, которых еще не подвезли в город — пока никто не соглашается на кабальные проценты откатов. При этом нет абсолютно никакого плана по расселению ветхого жилья в Уфе, которого, как мы помним, около 60%. Все жилье в Забелье — коммерческое, скорее всего за редким исключением. Инфраструктура, благоустройство, транспорт, социальные объекты в самом городе, расселение, реновация, комплексное развитие территорий — зачем вся эта суета?" – задается справедливыми вопросами эксперт.
А на носу еще празднование 450-летия в 2024 году, к которому в башкирской столице планируют построить некие совершенно неактуальные объекты типа огромной библиотеки-юрты на берегу Белой.
"Своих не бросаем!" А кто тогда тут чужие?
Недавно сообщалось, что в правительстве Башкирии готовятся дополнительные меры по поддержке бизнеса на фоне геополитического и экономического кризиса. Об этом сообщило, например, издание Ufatime.ru. Уточнялось, что будет создан антикризисный штаб, больше никакой конкретики пока не прозвучало.
Как тут не вспомнить работу другого антикризисного штаба - "ковидного", точнее именно ту ее часть, которая касалась поддержки предпринимательства. Флагманом всей этой эпопеи стала Торгово-промышленная палата Башкирии во главе с ее президентом Тимуром Хакимовым, которого в Башкирии называют "любимчиком властей".
Пока основная часть предпринимателей в первой половине 2020 года подсчитывала убытки в связи с жесткими ковидными ограничениями, ТПП "организовала работу предприятий, занимающихся поставками оборудования и средств индивидуальной защиты (СИЗ) для борьбы с коронавирусом", как это было официально представлено в пресс-релизах. Об этой истории не так давно уже рассказывал The Moscow Post.
По отзывам врачей, в этих СИЗах невозможно было работать больше часа, но зато о них можно было красиво рассказывать в отчетах. Фото: ufa.tpprf.ru
На деле же многие считают, что Хакимов цинично зарабатывает деньги на этой ситуации. Ярче всего это проявилось в эпохальной истории в пошивом СИЗов для медучреждений, в которых лечатся больные коронавирусом.
В СМИ Тимур Хакимов много рассказывал (в том числе и в СМИ), как в трудные времена на свои средства приобрел ткань для пошива столь дефицитных защитных костюмов для медиков и раздал их швейным предприятиям. На практике выяснилось, что поступавшие в больницы защитные костюмы из этой "благотворительной ткани" были ужасного качества – они напоминали картофельные мешки. Врачи жаловались, что едва не теряли сознание в них, получая тепловой удар. Об этом подробно писал портал "Пруфы".
Тимур Хакимов, по данным издания, называл подобные жалобы врачей капризами и советовал "диванным критикам" не мешать ему работать.
Всё это могло бы выглядеть вполне благовидно, если не знать о многомиллионных подрядах, которые получают структуры, аффилированные с Хакимовым, в том числе и в период пандемии. Например, как следует из "Руспрофайла", такой солидный республиканский заказчик, как ГКУ "Техобеспечение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан", был и остается "топовым" партнером ООО Инжиниринговый центр "УГНТУ" с суммой в 871 млн рублей, являющегося дочерней структурой ООО НПО "Оргнефтегаз", которое на 62,5% принадлежит Тимуру Хакимову.
Фото: rusprofile.ru
Как тут не вспомнить одну из самых любимых фраз Радия Хабирова: "Своих не бросаем". Он обычно произносил её, когда приходилось принимать решение об эвакуации жителей Республики, попавших в беду где-то за рубежом. Однако после того, как стали достоянием гласности описанные в этом статье и другие подобные истории, которых стало уже слишком много, у этой фразы появилось совсем иное значение.
"Своих не бросают", - с горькой иронией говорят застройщики, обсуждая ситуацию в которой оказались они и видя, как комфортно себя ощущает в Башкирии ГК "Садовое кольцо".
"Своих не бросаем", - негодовали представители малого бизнеса, когда Тимур Хакимов и прочие "любимчики властей" выстраивали свои "свечные заводики" под молчаливое одобрение регионального руководства, пока во время пандемии закрывались сотни малых предприятий.
И эту же фразу произносили, когда недавно прочитали новость о том, что глава Башкирии Радий Хабиров подписал указ № УГ-78Ю, которым повышается оплата труда чиновников. Об этом сообщило издание "Пруфы.ру". Срок действия указа якобы оформлен задним числом – с 1 января. А 17 февраля Госсобрание досрочно отменило мораторий на индексацию заработных плат чиновников.
"Пруфы" утверждают со ссылкой на свои источники, что в реальности оклады чиновников повышаются вместо 9 процентов, почти на 25 процентов. Издание обращает внимание на пункты указа, по которым появляются "ежемесячные денежные поощрения в размере ежемесячного денежного вознаграждения" и "денежное поощрение в размере должностного оклада". К слову, указ, копия которого попала к журналистам, так и не был опубликован на портале правовой информации.
Существование этого указа никто так и не опроверг. Фото: Пруфы.ру
Пока еще тлеет надежда, что на фоне последних геополитических событий у главы Башкирии Радия Хабирова и премьер-министра Андрея Назарова хватит решимости отказаться от идеи повысить зарплаты чиновников и направить больше средств на поддержку предпринимателей и другие актуальные направления.
The Moscow Post продолжает следить за развитием событий.